ФОБОС: погода в г. УфаЭкстремальный портал VVV.RU

https://ph.letsketo-gummies.com Let's KETO mag-order - let KETO.

9 сентября 2006 год
Экспедиция на хр.Алек

Экспедиция на Алек началась 9 сентября на вокзале, где группа собралась в полном составе. На вокзале, что очень приятно, нас провожали девчонки из клуба Нассонова.
Вначале о людях. Так получилось, что состав был междугородний: Нефтекамск (Альберт(рук.) и Татьяна Гариповы, Чеглинцев Алексей, Абдулин Ильдар ну и Я), с Уфы (Ольга Малушко, Эльза-с/к Насонова), Кумертау (Петя Григорьев, Вася, Егор, Алесандр Сутормин со своей Женой(тетей Надей)), Новокузнецк (Леха и Евген). Компания, как говориться, разношерстная от того и не скучная.

Поезд. В поезде проходит немалая но необходимая часть  экспедиции, поэтому как пройдет дорога будет и зависеть общий настрой группы. Вся группа была разброшена по верхним полком двух вагонов, и следовательно отдельного купе для полноценного питания и корпоративного отдыха не было. Но добродушные соседи, Альбиного купе, гостеприимно пригласили попить чай. В тот момент они и не догадывались, что купе станет штабом экспедиции и безостановочной столовой для четырнадцати человек.

С соседями нам повезло. Когда Альба достал гитару, подпевало уже добрая половина вагона. Одно меня смущало - это время стоянки поезда в Хосте, две минуты на 14 человек, 14 рюкзаков и 20 трансов – получается около 3,5 сек на человека/транс. На деле успели не только разгрузиться, но два раза после выгрузки пробежаться по вагону в поисках чего-нибудь.

В два часа ночи но вокзале не было никого кроме бомжей. Но мы не стали долго мыслить и переночевали на вокзале, расстелив пенки посреди зала ожидания.

Утро началось  с шума создаваемого отдохнувшими и загорелыми людьми у которых все уже заканчивалось. Но это не про нас. Ожидая машину, весь день был проведен на море и в местных кафешках.

Лагерь. Наверно из-за того что в походе были люди из разных клубов и городов техническое обеспечение экспедиции было на высоком уровне, может, конечно, всем просто захотелось сходить с комфортом? Генератор, рации, бензопила, куча газовых горелок, ламп и самого газа, три огромных тента создавали необыкновенный уют и домашнюю обстановку. Трудно представить, что бы было, если бы всего этого не было.

Первый день стоянки на буковой поляне был посвящен обустройству НБЛ и акклиматизационному выходу по Алеку. После трех часов хождения по хребту на  меня напал (не на меня одного) полный топографический кретинизм и разобраться где мы ходили я смог только в лагере  взглянув на карту. На следующий день был запланирован акклиматизационный выход в пещеру и весь вечер был посвящен такому нудному, но ответственному занятию как упаковка веревки в трансы. Из-за этого занятия  (к сожалению) я не смог послушать рассказы Ольги о путешествии автостопом по Европе. Эх … надеюсь еще будет время…

Второй день в лагере наблюдалось оживление. Группы по тройкам ,одна за другой, уходили на акклиматизацию в пещеры.  Мы, группа г.Нефтекамска, в которую также входила Ольга Малушко, взяли на себя провешивание Осенней, Кумертау – Заблудших. За этот день была заброшена вся веревка. Акклиматизация не была бы полной если бы не дождь, начавшийся в то время, когда все группы были в пещере. Вода просто рухнула на наши плечи, предупредив об этом гулом разнесшемся по всему колодцу. А кто-то понадеялся на описание : «Вертикальная часть пещеры Осенняя до ПБЛ сухая…» Неверьте...Альба с Ильдариком  просто вылетели, а не вышли из пещеры…

На следующий день все группы ушли на прохождение пещер. Камера, взятая нами в пещеру к всеобщему сожалению отказалось работать уже на -160. И чтобы не утруждать себя решили оставить ее в зале перекуса. У нас еще оставались два цифровых фотоаппарата. Пещеру мы проходили по описанию  взятому из Интернета, которое было мягко говоря не везде схожее с реальностью, так у нас где-то оставалась лишняя веревка метров по 5, а где-то ее едва хватало. Но это еще пол цветочки. До ПБЛа все спустились уже изрядно подуставшие, и голодные. Не у одной тройки не было не сил не желания идти дальше провешивать пещеру, все хотели спать. Дальнейшее прохождение решили оставить на следующий день.

Утром, позавтракав, уже вторая тройка (в которую входили Я, Ольга и Татьяна) пошла первой. Так как я провешивал, приходилось искать безопасные пути обхода многочисленных озер самому. В результате я раза три где по уши, где по грудь уходил под воду. В голове звучала только одна мысль нормально ли я загидрен. К счастью обошлось. Озера все-таки лучше обходить…К последнем колодцам нас уже догнала двойка Альба, Ильдар. И я уставший от купаний передал им право навески.

Некоторые навески просто пропадали неизвестно где, а где-то  где по описанию «проходится скальником» мы смело бросали конец запасной верёвки. В итоге к последнему 8-ми метровому колодцу мы пришли с пустым трансом. Было бы очень обидно спуститься на -500 и развернуться у последнего колодца. Пришлось вернуться и отрезать те самые метров 5 и нарастить  недостающую длину трансрепами. Так «на шнурках» мы всетоки достигли дна пещеры. Сифон на дне произвел на всех неизгладимое впечатление своим размахом, впрочем как и вся пещера полная ручьями и озерами. Зная обводненность пещеры я купил бокс для подводной съемки SONY Marine pack.Но после двух трех кадров на дне пещеры на фотоаппарате померли батарейки и задуманные кадры ради которых я купил бокс для не состоялись. Обидно, досадно, ну ладно. Как нибуть в след раз.  От ПБЛ вылезали уже не по группам, а друг за другом. Так было проще трансы в сухой клоаке протаскивать.

Здесь все было бы скучно и по рабочему если бы не транс в котором мы выносили газ. Дело в том что кроме своих, пустых, баллонов мы выносили еще и собранные в ПБЛ. Так вот, передавая очередной транс Альба спросил меня не чуеш газом пахнет?... И уже в следующий миг в моих руках был полыхающий как олимпийский огонь транс. Как тушить его в током узком месте я просто не представлял, и просто выкинул транс пытаясь сбить пламя. К счастью обошлось. Конечно, баллоны бы не взорвались, там не было полных баллонов, и оно были упакованы в противоударный бокс, но все же поволноваться заставили…

Еще один событие вызвало некое недоумение: оставленная в зале перекуса камера была раскурочена и разодрана. Выяснить кто решил отведать камеру не удалось, но судя по следам на корпусе это было животное имеющее острые и наверное не маленькие зубы.

Какое счастье вылези на поверхность… Несмотря на усталость последний колодец показался легче всего. Наверное, запах тропического леса придавал силы… Нас не залило водой…Светит солнце…Жизнь прекрасна…(Я думаю так думал каждый когда вылез).

Стоит добавить, что из пещеры было вынесено три транса мусора оставленного другими группами.

Вернувшись в лагерь мы попали под подробный допрос группы Куметау-Навокузнецк  которые уже вернулись из заблудших. Рассказы про обводненность пещеры все сперва восприняли с шутками и с смехом, а потом все по одному, начиная с Лехи, молча пошли клеить свои гидры… Шутить уже ни кто не хотел…

Следующий день был посвящен отдыху и безнадежным попыткам запуска генератора отказавшегося работать. Которые так и не увенчались успехом. Днем весь лагерь был оживлен маленьким зверьком, как выяснилось, это была Соня. Все с трепетом крутились вокруг, желая посмотреть, снять, сфотографировать маленького гостя. К общему сожалению он погиб через два дня. Одному, без матери выжить было трудно.

Скучный вечер оживил Леха и Дядя Саша ходившие провожать Олю. Пробы вина, сыра, винограда ,принесенные ими с деревни, проходили под нескончаемые комментарии Лехи. Всем был интересен не сам сыр, а то с каким аппетитом Леха нам о нем рассказывал…

Рано утром с новыми силами мы направились в пещеру Заблудших. На этот выход мы разделились так: двойка Я и Ильдар, и тройка Альба, Татьяна, Леха. Так как пещера была провешена  группой Пети, мы не несли почти нечего кроме перекуса и спальников. Поэтому до дна пещеры добрались достаточно быстро. Дно и сифон Заблудших не были столь огромны  как в Осенней, но запомнилось мелким речным галечным песком, который мгновенно попадал в сапоги, создавая  неудобства. Ну конечно не могли остаться незамеченными автографы ZF.

ПБЛ не сильно радовал своим уютом т.к. оставленная нам палатка не могла свободно вентилироваться - конструкция  такая. Образовывая конденсат, который быстро превращался в дождь. В результате проснулись мы в сырых спальниках и мокрой палатке. После всего этого одеваться в гидру и мокрый комбез не было никакого желания.  Подъем от ПБЛ до верха был тяжел. Накопившаяся усталость, тяжелые, бесформенные  трансы с  мокрой веревкой, и добивающие короткие каремы выжимали последние силы. Начав подъем из  ПБЛ рано утром, вылезли мы только к полудню. Я с Ильдаром проработали в  пещере ровно сутки. О пещере могу сказать только то, что это пещера для тренировки техники SRT. Маленькие переходы и большие каскадные колодцы в которых присутствуют почти все элементы техники SRT.

Так как все снаряжение забрасывалось в пещеру за два раза, вытащить все за раз было бы несколько проблематично. Поэтому, отдохнув немножко в лагере, Я с Ильдаром вечером вернулись, чтобы снова спуститься в пещеру, помочь второй тройке вытаскивать снаряжение. Как оказалось,  мы подоспели вовремя. Трансов во второй тройке стало так много, что Альба уже хотел оставить последние  веревки навески на завтра. Но этого не произошло, и пещеру мы прошли не за двое суток, а за одни.

Все запланированные пещеры пройдены - можно расслабиться и отдохнуть, тем более что машина будет только завтра вечером.

К времени приезда  машины Алек очень плотно затянуло облаками. Было ясно одно что дальнейшее пребывание  на хребте и тем более в пещере было бы очень проблематично.

И вот мы в Хосте на берегу моря, хотя погода явно не благоприятствовала для купания. Завтра поезд, а сейчас можно и расслабиться…

В Уфе нас встречал…конечно не оркестр, а друзья, отчего было очень приятно.

Подводя итог хочется сказать следующее: Для дальнейшего развития спелеологии в Нефтекаске и Башкортостане в частности необходимо ездить в Большие экспедиции, а не зацикливаться на башкирских пещерах и. Конечно можно придумать много поводов  от нехватки снаряжения до нехватки людей. Как бы не парадоксально это звучало, но чтоб комфортно ездить (имеется в виду техническое обеспечение) в сложные походы надо ездить чаще. Как это додумывайте сами. Ну и говоря о людях,  могу сказать по своему опыту -совместные экспедиции проходят гораздо эффективнее, чем, если бы это были  представители только одного клуба. Да так  на самом деле и интереснее ходить с новыми людьми интереснее. Ну и съездив в серьезную пещеру начинаешь понимать нужна ли тебе эта  спелеология или нет.