ФОБОС: погода в г. УфаЭкстремальный портал VVV.RU

Хонда Отрадное - хонда срв.


Пещеры: описание, карты, схемы навески

п.Шульган-Таш (Капова)

     Пещера Шульган-Таш и озеро Шульган издревле являлись для народов Южного Урала объектом постоянного поклонения. Уже сейчас имеется достаточно доказательств того, что пещера Шульган-Таш являлась для местного населения своеобразным святилищем, где совершались разнообразные обряды посвящения (например, посвящение юношей в воины или охотники) и возрождения Природы.
    
Проникновение в пещеру всегда было связано с необъятным ужасом перед неведомым миром мрака. Подобное состояние "временной смерти" подготавливало человека к глубокому мистическому восприятию таинства религиозных действий, раскрывающих основную идею мировосприятия - дилемму Жизни и Смерти. Пещера как бы "заглатывала" испытуемого, который воспринимал это действо как временную смерть, а затем "изрыгала из своего чрева" - перерожденного. Эта архаическая ассоциация "чудовища - глотателя" и ритуальной пещеры, была известна до недавнего времени только по материалам австралийских исследователей. Теперь она присутствует и в башкирском фольклоре (Котов, 1997). Кроме того, пещера издавна являлась для людей и своеобразным убежищем в периоды войн и набегов чужеземцев. Вполне вероятно, что люди укрывались в ней и в периоды стихийных бедствий и катастроф (затяжных дождей, ураганов, резких похолоданий с обильными снегопадами и др.).
    
На наш взгляд, уникальность пещеры Шульган-Таш заключается в трех ее основных аспектах: спелеологическом - как редком природном объекте Урала; археологическом - как пещеры с живописью древнего человека; этнографическом - как конкретного объекта, к которому привязываются действия многих легенд, сказаний и поверий.


 Краткий очерк по изученности пещеры Шульган-Таш, ее научное и культурное значение (по Вахрушеву, 1960 и Щелинскому, 1996, с дополнениями автора)


    
Пещера Шульган-Таш (Капова) известна местному населению с незапамятных времен. Первые литературные сведения о ней принадлежат русскому географу П.И. Рычкову, который посетил ее зимой 1760 года. Он дал яркое и красочное ее описание, наполненное эмоциональными отступлениями. Помимо образных характеристик подземных залов, гротов и натечных образований, он нашел в одном из ходов пещеры по его выражению "сухую человеческую голову".
    
В 1770 году пещеру посетил академик И.И. Лепехин. Ему удалось подняться на второй этаж пещеры в сопровождении местных башкир. Описание И.И. Лепехиным второго этажа не соответствует современному. Можно полагать, что Лепехин описал какие-то другие подземные ходы второго этажа, куда сегодня проникнуть невозможно. Главной же заслугой И.И. Лепехина является то, что он правильно связывал образование пещеры с деятельностью подземных вод.
    
В 1858 году Капову пещеру посетили известные исследователи Южного Урала А.И. Антипов и Н.Г. Меглицкий. Они высказали другое мнение о происхождении пещеры. В частности, они писали, что "пещера обязана своим образованием исключительно частному случаю волнистого положения пластов, из которых верхние, при действии бокового давления, были выгнуты кверху, тогда как нижние образовали вогнутую впадину...". В настоящее время доказано, что такая точка зрения на происхождение пещеры является ошибочной.
    
В 1896 году, то есть через 136 лет после первого посещения пещеры П.И. Рычковым, Капова пещера исследовалась членами Оренбургского отделения географического общества - Д. Соколовым, И. Заневским и Ф. Симоном, которыми была произведена съемка плана входной части нижнего этажа и составлен протокол ее осмотра и измерения. Исследователями отмечено, что описание П.И. Рычкова вполне согласуется "с действительным состояние пещеры: на всех указанных местах найдено все то, что он отмечал...". Интересно отметить, что Ф. Симон сделал попытку подняться на второй этаж через ход, по которому в 1770 году поднимался И.И. Лепехин, однако этот ход оказался затекшим наплывами извести.
    
В 20-х годах нашего столетия Капова пещера была посещена издателем первого энциклопедического словаря С.И. Мечем. Но в своем описании он не прибавил к уже известному ничего нового.
    
В конце августа 1923 года Капова пещера была исследована проф. Г.В. Вахрушевым. Он дал полное описание всей пещеры, выделив 4 этажа. Подробно описал внутреннее строение подземных ходов, разнообразных натечных форм. Им были выделены характерные участки и даны наименования наиболее примечательным залам и ходам.
    
В 1935 году Г.В. Вахрушев вновь посещает Капову пещеру, уже с целью изучения ее геологического строения и гидрогеологических особенностей. Им доказана карстовая природа возникновения этой полости. Интересно, что в этот раз на втором этаже пещеры он нашел доски с вырезанными на них знаками и геометрическими фигурами.
    
К двухсотлетию со времени первого исследования Каповой пещеры П.И. Рычковым кафедра физической географии Башгосуниверситета организовала комплексную карстово-спелеологическую экспедицию по изучению пещеры под руководством И.К. Кудряшова. В период двух летних (1960 и 1961 гг.) и одной зимней (февраль 1961 г.) экспедиций были проведены комплексные исследования, которые включали производство теодолитной съемки, детальное морфологическое описание внутреннего строения, изучения климатических, геологических и гидрогеологических условий пещеры. Экспедицией был исследован и описан новый ее отдел Каповой пещеры. Аналогичные работы были проведены новой экспедицией под руководством И.К. Кудряшова в 1977 году, основная цель которой - полная документация пещеры для ее подготовки в качестве экскурсионного объекта. В составе экспедиции приняли участие и авторы настоящей Web-страницы.
     
Внимание и интерес к пещере Шульган-Таш особенно усилились в начале 60-х годов, после того, как в 1959 году зоологом А.В. Рюминым в ней были открыты красочные настенные палеолитические изображения разнообразных животных. Это стало настоящей сенсацией, поскольку в то время в науке бытовало мнение, что рисунки ископаемых животных на стенах в глубине пещер, датируемые эпохой палеолита, свойственны лишь для Западной Европы и являются сугубо локальным явлением в истории первобытной культуры.
    
Открытие в пещере Шульган-Таш рисунков древнего человека опровергло это мнение.
    
С момента обнаружения палеолитической живописи, Капова пещера перестала быть только редким памятником природы, своеобразной природной "лабораторией", где изучались происхождение, морфология, минералогия и микроклимат пещерной среды. Она по праву приобрела статус весьма важного природно-археологического и историко-культурного комплекса, значение которого для культуры и науки трудно переоценить. Достаточно сказать, что равного ему нет во всей Восточной Европе.
    
В начале 60-х годов к работам А.В. Рюмина в пещере Шульган-Таш подключается проф. О.Н. Бадер. В 1960 году он возглавил специально созданную экспедицию Института археологии Академии Наук СССР, которая занималась исследованиями, вплоть до его кончины в 1978 году.
    
Научным коллективом О.Н. Бадера в пещере Шульган-Таш было обнаружено и описано более трех десятков рисунков, выполненных красной охрой, и располагающихся на среднем и верхнем ее ярусах. Среди рисунков - изображения животных (мамонтов, лошадей, носорога, бизона) и стилизованные геометрические фигуры. Некоторые рисунки, перекрытые известковыми натеками, подверглись механической расчистке реставраторами, работавшими в составе экспедиции.
    
После ухода из жизни Бадера, исследования в пещере прекратились. Появились проблемы и с сохранением рисунков. Было решено полностью закрыть пещеру и продолжить в ней археологические исследования, которые и были возобновлены в 1982 году ленинградским археологом В.Е. Щелинским. Он в то время возглавлял комплексную палеолитическую экспедицию, ежегодно проводившую археологические исследования на Южном Урале. В это же время в пещере работала и группа ленинградских спелеологов под руководством Ю.С. Ляхницкого, которая занималась изучением минералогии и микроклимата пещеры с целью обеспечения сохранности древней живописи. В рамках работ по комплексному изучению пещеры Шульган-Таш в марте 1991 г. В. Киселевым были произведены погружения на подземной р. Шульган. Вверх по ее течению из зала "Дальний" были пройдены четыре сифона (10/-4; 50/-10; 20/-7; 110/-13) с небольшими залами и галереями между ними. В одном из этих залов была встречена летучая мышь. Вниз по течению р. Шульган из зала "Бездна" (до тупика) был обследован еще один сифон (70/-12). Кроме того, В. Киселевым в гроте "Портал" был пройден воклюз до 50/-26 (Киселев, 1992). Последний раз археологическая экспедиция работала в пещере в 1991 году, а спелеологическая - в 1994. Одной из последних спелеоэкспедиций С.А. Ткачевым была обследована пещера Ожигановская, которая является составной частью единой подземной гидросистемы р. Шульган (см. раздел "Новости"). Позднее, из-за отсутствия достаточного финансирования научные исследования были практически прекращены. Не возобновлены на необходимом уровне они и сегодня.
    
Интересно отметить, что в настоящее время значительно возрос интерес к пещере и со стороны этнографов. По результатам исследований последних лет башкирских археологов и этнографов удалось сопоставить обряды, описываемые во многих эпических сказаниях и фольклорных произведениях с теми или иными  конкретным географическим либо историческим объектом на территории Южного Урала, а именно с пещерой Шульган-Таш.
    
Кроме этнографов пещерой сегодня все больше интересуются геологи и гидрогеологи (Кинзикеев, С. Ткачев и др.), биологи (Книсс, Лоскутова, Кузьмина и др.) и даже астрономы (Шалашов).
    
В заключение следует отметить, что силами сотрудников одноименного заповедника, ведется летопись ее изучения, в которой отражены результаты практически всех исследований пещеры.


 Пещера Шульган-Таш (Капова) - уникальный спелеологический объект Урала


     
Пещера находится в 7 км севернее д. Иргизлы (или в 3,5 км северо-западнее хут. Куалломат) Бурзянского района РБ, в 150 м от берега р. Белой в подножье правого склона ее долины с превышением над ее руслом в 7-8 м. Вход в пещеру приурочен к южному обрывистому склону горы Сарыкускан (овечье пастбище), высота которой около 100-120 м. 
    
Входное отверстие пещеры, названное первым ее исследователем П.И. Рычковым порталом, напоминает гигантский тоннель, уходящий в глубь этой горы. Входная арка огромна и имеет ширину около 40 м и высоту до 20 м. Слева из под этой арки бурным потоком вытекают воды реки Шульган. Все вместе это создает поистине величественную и неповторимую картину, потрясающую воображение даже тех, кому уже приходилось видеть что-то подобное. Сегодня пещера входит в состав заповедника "Шульган-Таш" и является его главной достопримечательностью.
    
До недавнего времени в научной литературе этот памятник природы больше был известен под названием "Капова пещера", и лишь только в последние 10-15 лет за ней прочно укрепилось ее изначально древнее, местное название - "Шульган-Таш".
    
Происхождение названия "Капова" точно не известно. Так пещера могла быть названа потому, что раньше местные жители считали ее искусственной, выкопанной доисторическим человеком. Первый исследователь этой пещеры П.И. Рыжков считал ее произведением природы, но затем расширенной и приспособленной для жилья древними людьми.
    
Ф. Симон полагал, что название "Капова" пещера получила "от капообразных наплывков по стенам, придающих ей особенную прелесть".
    
С. Меч писал: "... капли воды ... капали с высоких сводов пещеры и несоответственно громко стукали о камни ... я понял, почему пещера названа Каповой". По И.И. Лепехину, эта "капающая вода делала особливый тихий и жалостный звук".
    
Местные башкиры пещеру называют "Шульган-Таш". Первая часть этого названия означает по-русски "опустилась", "провалилась", "исчезла", а вторая - камень (гора). По-видимому, имеется в виду речка, которой обязана своим происхождением пещера. Эта речка называется также "Шульган". Она в 2,5 км севернее входа в пещеру "проваливается", исчезает в карстовой воронке. Далее, на расстоянии 1 км, подземный путь ее ясно обозначается цепью провальных воронок. Примерно в 2 км от входа в пещеру речка Шульган глубоко уходит в недра горы. Протекая под землей и растворяя известняки, возраст которых составляет около 350 млн. лет, она и образовала в них огромные залы и коридоры пещеры. Снова появляется на поверхности речка Шульган в виде мощного родника, вытекающего из голубого "бездонного" озера перед входом в пещеру. Пещера как бы "рождает" речку с прозрачной чистейшей водой. Бурным потоком устремляется она к р. Белой.
    
В целом пещера представляет собой систему галерей и коридоров север-северо-западного и северо-восточного направлений расположенных на трех гипсометрических уровнях (этажах). На нижнем уровне протекает та самая р. Шульган, которая "нырнула" под землю над пещерой и, которая вновь появится на поверхности у ее входа. Расход речки составляет около 50 л/с.
    
Пещера Шульган-Таш входит в десятку длиннейших и глубочайших пещер Урала. По своим морфологическим особенностям (входу, размерам и убранству залов и галерей и т.п.) на Южном Урале ей нет равных. Это самая значительная многоэтажная горизонтальная пещера Башкортостана. По объему и площади пещерных ходов она является третьей в республике. Суммарная длина пещеры на 01.01.99 составляет 2640 м, площадь пола - 20200 м2, объем - 105000 м3. В ней спокойно уместилось бы столько обычных городских квартир, сколько их имеется в 5-ти подъездном жилом девятиэтажном доме.
    
Размеры входного отверстия и самой пещеры свидетельствуют о грандиозных масштабах развития карстового процесса (процесса растворения известняков, гипсов и других горных пород природными водами и образования в них различных пустот и полостей), охватившего известняковый массив горы Сарыкускан.
    
В пещере много широких коридоров и залов. Наиболее значительными из них являются: зал Хаоса, зал Рисунков, зал Знаков, Бриллиантовый и Купольный залы. На верхний ярус (этаж) пещеры можно попасть со среднего этажа через вертикальный колодец (конечно же, по лестнице), а на нижний - через верхний по очень крутому спуску.
    
Некогда пещера была очень богата самыми разнообразными натечными образованьями (сталактитами, сталагмитами, флагами, кальцитовыми цветами, ванночками, пещерным жемчугом и многим другим). К сожалению, в настоящее время это богатство пещеры большей частью растаскано и разграблено горе-туристами - "любителями" природы. Не тронутым осталось только то, что не смогли унести. А осталось немало и пока еще в пещере есть на что посмотреть! Так, на верхнем этаже имеется гигантский сталагмит, высота которого составляет 3 м, а ширина в основании - 8 м. Сохранились пока еще в самых дальних частях пещеры и белоснежные кальцитовые натеки, кораллы, цветы и т.п. И все же главная спелеологическая достопримечательность пещеры заключается в огромных размерах и совершенной форме ее галерей, коридоров и залов. Двигаясь по ним трудно представить себе, что все это сотворено небольшой подземной (!) речкой, которая в определенные периоды представляла собой лишь маленький ручеек.
    
По своему возрасту пещера является достаточно древней. Ее формирование началось не менее 3-5 млн. лет тому назад. Самым древним, по нашему мнению, является средний ее этаж с современным входом в пещеру. Он начал интенсивно формироваться около 3 млн. лет тому назад, а приблизительно 900 тыс. лет тому назад - был омоложен р. Шульган. Верхний этаж пещеры в современном виде существует на протяжении уже 1,5 млн. лет, а самый нижний с подземной речкой Шульган - около 15 тыс. лет (Смирнов, Книсс, 1986; Kniss, Smirnov, 1990). Отсюда, возраст пещерных этажей очень велик (особенно среднего и верхнего ярусов) и вполне достаточен, для того чтобы пещера могла быть заселена древним первобытным человеком.


 Пещера Шульган-Таш - уникальный археологический объект мирового значения
Из истории изучения мировой пещерной живописи (в качестве справки по страницам интернет)


    
Первые рисунки древнего человека были обнаружены еще 120 лет тому назад. Открытие палеолитического искусства, представленного главным образом наскальными рисунками в Западной Европе, в своё время явилось настоящей сенсацией. Тогда, в середине XIX века, не знали искусства старше древнеегипетского или кельтского. Нелегко было поверить в то, что в глубине веков - от десяти до тридцати тысяч лет назад - в Европе существовало искусство, достойное восхищения. Рисунки, гравюры, разнообразные статуэтки свидетельствуют о том, первобытные охотники были не такими примитивными, какими они представлялись ранее. Эти современники мамонтов и шерстистых носорогов поднялись на такой художественный уровень, который оставался недостижимым для последующих поколений людей в течение многих тысячелетий.
    
В начале нашего века эти изображения были осмыслены как относящиеся к палеолитической эпохе. В связи с этим в историю искусства навсегда вошло имя Марселино де Саутуолы, первооткрывателя настенных рисунков в пещере Альтамира (провинция Сантанер в Испании), называемой «Сикстинской капеллой первобытного искусства». Саутуола исследовал пещеры, находящиеся в окрестностях того места, где он жил. Альтамиру он впервые посетил в 1875 г. В 1879 г. его девятилетняя дочь обнаружила на низком потолке бокового грота пещеры удивительные рисунки. Год спустя, в 1880 г., преодолев свои сомнения, Саутуола выступил с публичным заявлением о том, что рисунки являются художественным созданием палеолитического человека. Однако, дерзкое утверждение Саутуолы вызвало возмущение всех крупнейших учёных того времени. Они не могли поверить, что человек каменного века обладал столь развитым искусством, свидетельствующим о высокой культуре и талантливости первобытных людей. Но Альтамира доказала, что человеческий гений был свойственен уже охотникам на мамонтов и что он не зависит прямо пропорционально от уровня технической цивилизации. Это утверждение прозвучало как гром среди ясного неба, оно было столь неожиданным, что учёный мир даже обвинил Саутуолу в подделке. Было высказано подозрение, что автором рисунков мог быть один французский художник, друг Саутуолы, гостивший у него в момент открытия. В связи с этим в 1881 г. в Альтамиру был послан французский палеонтолог Арле, который должен был на месте произвести экспертизу изображений. Его заключение было беспощадным: рисунки, якобы, имеют новейшее происхождение и могли быть исполнены в период между открытием пещеры и первым сообщением Саутуолы. Результаты «экспертизы» укрепили скептическое отношение к Альтамире со стороны виднейших палеоисториков.
    
Но открытие настенных изображений в пещерах Европы множились. В 1878 г. Широн сообщил о находке гравюр в пещере Шабо (Франция) и представил их фотографии, однако и это сообщение осталось незамеченным. В 1895 г. Ривьер открыл изображения на стенах пещеры Ла Мут во Франции, предварительно оценив их палеолитический возраст, но и его заявление не вызвало ничего, кроме насмешек. В 1887 г. была открыта ранее никому не известная пещера Марсула, в которой также были обнаружены разнообразные рисунки. Одновременно всё больше множилось рисунков, гравюр, различных скульптур и орнаментированных предметов, залегавших прямо в культурном слое. Это заставило многих скептиков пересмотреть свою точку зрения. Палеонтолог Арле, который первый раз проводил экспертизу в Альтамире, вновь посетил эту пещеру и, отрёкшись от своих предыдущих версий, установил, что находящиеся там изображения являются подлинными. К сожалению, Саутуола не дожил до дня своего торжества.
    
В последующие годы в научной печати публикуются новые сообщения об обнаружении пещерных рисунков в Испании, Франции и, наконец, России - на Урале. В числе таких крупных открытий за последние шестьдесят лет следует привести пещеры: Ласко (1940), Руффиньяк (1956), Дель Ромито (1961), Капову  на Южном Урале (1959) и Хоит-Цэнкер Агуй (1972) в западной Монголии.


 Настенная живопись пещеры Шульган-Таш (по Бадеру, 1965 и Щелинскому, 1996)

      К настоящему времени в пещере выявлено более 50 разнотипных красочных изображений. Среди них рисунки зверей, особенно часто мамонта, различные условные знаки и расплывшиеся красные пятна.
    
Рисунки размещаются как на среднем, так и на верхнем ярусах пещеры на расстоянии от 170 до 300 м от входа. На среднем ярусе (это ярус с современным входом в пещеру) изображения располагаются в трех залах, идущих анфиладой один за другим (залы: Купольный, Знаков и Хаоса). На верхнем ярусе они зафиксированы пока лишь в самом ближнем из них - зале Рисунков.

 

Восточная группа настенных красочных изображений в зале "Рисунков"
Слева направо: первый мамонт; второй мамонт, повернутый направо; первая лошадь; далее три фигуры сверху вниз - третий мамонт, под ним носорог, ниже - условный знак  в виде усеченного конуса с "ушками" и расчерченным внутренним пространством; правее - вторая лошадь (вверху), четвертый мамонт (внизу). Зарисовка (по Щелинскому, 1996)

 
Западная группа настенных красочных изображений в зале "Рисунков"
Слева направо: "бизон", первый мамонт, второй мамонт 
(мамонтенок) и третий мамонт. Зарисовка (по Щелинскому, 1996)

     Рисунки обоих ярусов пещеры в целом различаются по составу и компоновке. Тем не менее, они имеют и ряд общих черт. Так, большинство из них располагается довольно низко над полом. Изображения приурочены как к относительно вертикальным, так и к сильно наклонным, нависающим стенам. Наиболее крупное изображение в пещере имеет длину 1,6 м, а самое маленькое - всего 6 см.
    
Все изображения в пещере выполнены на очень плотных известняках. Может быть, по этой причине в ней нет гравированных рисунков, нередких в западноевропейских пещерах. Для основной массы изображений использована красная охра. Несколько рисунков сделано другой более темной фиолетово-коричневой охрой. Имеются рисунки, выполненные двумя красками - красной охрой и черной краской (углем или окисью марганца).
    
Линии, образующие рисунки, наносились древними художниками очень тщательно и, надо думать, на сухие стены. Тогда краска сильно не растекалась, легче проникала в поры известняка и быстрее высыхала.
    
Красочные изображения зверей пещеры Шульган-Таш в целом отличаются реалистическим характером, хотя и не лишены примитивизма и схематизма. Животные показаны достаточно живо, в движении, видимо, такими, какими их видел первобытный художник. Хорошо узнаются, в частности, мамонты - наиболее популярные звери среди анималистических рисунков этой пещеры. С большой выразительностью переданы лошади. Можно распознать в изображениях носорога и, по-видимому, бизона. Однако есть рисунки и непонятных зверей.
    
Важнейшим и численно преобладающим компонентом живописи пещеры Шульган-Таш являются условные знаки чисто геометрического облика. Раньше их связывали со схематическими изображениями разного рода изделий или жилых сооружений палеолитических людей. Сейчас геометрические фигуры многими исследователями воспринимаются как знаки пола. Надо отметить, что условные знаки пещеры Шульган-Таш своеобразны и не имеют прямых аналогий среди геометрических форм изображений в палеолитической настенной живописи Западной Европы.
    
Верхнепалеолитический возраст настенной живописи пещеры Шульган-Таш сейчас уже можно считать достоверно установленным. По расположению и содержанию рисунков можно также утверждать, что пещера Шульган-Таш в древности была святилищем, с которым связаны мифы и мифологические представления палеолитических людей. Каждый зал с рисунками в пещере был частью этого святилища и выполнял свои функции, но какие именно - это еще предстоит выяснить.


Пещера Шульган-Таш - место обитания древних людей (по Щелинскому, 1996)


    
Несмотря на достаточно длительные поиски, лишь в последние годы в пещере Шульган-Таш В.Е. Щелинским найдена стоянка палеолитических людей. С ее открытием в 1982 году появилась возможность уточнить и конкретизировать возраст живописи по геологическим и археологическим данным и ответить на вопрос о культурной принадлежности настенных рисунков пещеры.
    
Найденная стоянка палеолитических людей располагается в глубине, на первом ярусе пещеры в 150 м от входа в нее, в обширном и просторном зале Знаков. Через зал протекает ручей, превращающийся в весенне-осеннее время в небольшую речку. Культурный слой стоянки сохранился в северо-западной части зала и залегает он в толще рыхлых отложений на глубине около полуметра. Максимальная мощность культурного слоя 10-12 см, но в ряде мест толщина его не превышает 2-3 см. Верхняя часть слоя почти повсеместно размыта и как бы срезана водной эрозией. Литологические особенности слоев позволяют констатировать неоднократные в прошлом изменения условий осадконакопления в пещере. В разрезе пещерных отложений преобладают озерно-аллювиальные образования, то есть большую часть времени в пещере было очень влажно и сыро. Однако эти отложения перемежаются с образованьями, сформировавшимися в условиях, когда пол пещеры освобождался от стоячей и проточной воды. Исследованиями установлено, что палеолитическое святилище функционировало в пещере как раз в один из таких периодов ее значительного осушения, а климат местности в то время был достаточно суровым - близким к климату современных тундр. В культурном слое найдены: обломок бивня мамонта, кости пещерного медведя, зайца беляка, лисицы, песца, сурка, пищухи, тушканчика, копытного леминга и других мелких грызунов.
    
Для культурного слоя, по анализу древесного угля в разных лабораториях, получены две довольно близкие радиоуглеродные даты: 14680 +/- 150 и 13930 +/-300 лет. Если учитывать, что возраст культурного слоя, как это сейчас уже доказано, такой же как и возраст настенной живописи, то рисунки в пещере Шульган-Таш написаны древними художниками не менее 13-14 тыс. лет тому назад.
    
Учитывая местоположение стоянки в отдаленном зале пещеры, не может удивлять факт обилия кострищ, равно как и древесного угля в культурном слое. Все говорит о том, что в древности в пещере пылали костры. Однако в настоящее время это совершенно невозможно, так как в потолке пещеры нет каких-либо выходов на поверхность и пещера сегодня слабо проветривается. Очевидно, в древности зал Знаков, где располагалась стоянка, имел какую-то естественную вентиляцию, достаточную для выхода дыма многочисленных костров.
    
Всего в культурном слое обнаружено 193 предмета, из которых преобладают орудия из местного пещерного известняка и кальцита. Рабочий инструментарий и элементы вооружения составляют небольшую часть коллекции и изготовлены они из высококачественного каменного сырья, явно неместного происхождения, а именно из кремня и зелено-коричневой яшмы, коренные выходы которой находятся далеко от пещеры - в Зауралье. Наряду с каменными, найдены два костных орудия: нож из обломка трубчатой кости с длинным ретушированным лезвием и грубое шило.
    
Совершенно уникальны обнаруженные в слое украшения. Это четыре просверленные с двух сторон бочонковидные бусинки их зеленного серпентинита - сравнительно мягкого и легкого в обработке. Есть также подвески из тонких пластиночек кости (может быть, бивня мамонта) и сланца. Столь же уникальна находка в культурном слое фрагмента глиняной лампы, поскольку глиняные изделия в культурных палеолитических слоях вообще являются очень редкими находками.


 Пещера Шульган-Таш - уникальный культурно-исторический объект (по Котову, 1997)


    
С пещерой Шульган-Таш связано очень много легенд, интересных преданий, поверий и сказок. Самым поразительным является то, что основные действия во многих древних сказаниях и других фольклорных произведениях привязаны именно к пещере Шульган-Таш или озеру Шульган, располагающегося перед входом в пещеру. И неслучайно, что и пещера, и озеро в них носит имя хозяина подземного мира (подводного падишаха) Шульгена. Шульген - один из главных отрицательных персонажей многих древнейших эпосов Южного Урала (эпосы: "Урал-Батыр", "Акбузат", "Кара-Юрга", "Акхак Кола" и др.), которому противостоит национальный герой - батыр: Урал-батыр в одноименном эпосе; Хаубан в эпосе "Акбузат"; Кушлак-батыр в эпосе "Кара-Юрга"; батыр Минэй в эпосе "Кунгыр буга" и др.
    
Озеро Шульган (Шульген) возникло по преданиям из остатков моря-потопа, устроенного дивами и Шульгеном после удара посохом о землю. Поражает сходство описания этого озера в некоторых эпосах с действительной природной обстановкой пещеры Шульган-Таш. Об озере Шульген, например, в эпосе "Акбузат" сказано так: "Когда водяной падишах начал проигрывать битву, он отыскал бездонный омут и нырнул в то озеро. Дна у того озера нет, оно сливается с большой подземной рекой. ... Того падишаха звали Шульгеном. Поэтому и озеро стали называть Шульгеном".
    
В эпосе "Акбузат" и эпосе "Урал-батыр" описываются человеческие жертвоприношения озеру Шульган. В жертву подводного (подземного) мира приносились девушки-красавицы. Может быть найденная П.И. Рычковым "сухая человеческая голова" и есть след этого жертвоприношения?
    
Во многих легендах и преданиях озеро Шульган часто занимает центральное место. Так, все события в эпосе "Акбузат" разворачиваются именно вокруг этого озера. На поверхности озера в полнолуние появляется лучезарная девушка Наркас в облике золотой утки. Юноша Хаубан получает в дар от нее крылатого коня Акбузата (тулпара) и многочисленные стада. Единственным условием для Хаубана при этом является запрет оборачивания в сторону озера после получения даров. Однако, испугавшись бури, вызванной появлением из озера тулпара, Хаубан оглядывается, и все животные опять исчезают в пучине таинственного озера. Такой мотив обитания коней и скота на дне озера и их частичного исчезновения в этом же озере распространен в многочисленных легендах, преданиях и эпосах Южного Урала очень широко.
    
Например, в эпосе "Кара-Юрга" Кушлак-батыр во время охоты засыпает на берегу озера. Появляется странник, который просит батыра отдать ему охотничью птицу - кречета в обмен на что-нибудь. Кушлак долго не соглашается, и наконец, за табун лошадей он расстается с чудесной птицей, которая напоследок пророчит ему скорую смерть. Путник выводит из озера косяк лошадей, ведомый Кара-Юргой. Выход животных опять же прерывается нарушением запрета оглядываться. Оставшийся скот Кушлак сгоняет в одно место и сразу же умирает.
    
С аналогичным сюжетом в Бурзянском районе широко бытует легенда об озере Елкысыккан-Куль, из которого вышли кони. В этой легенде (по М.В. Лоссиевскому) рассказывается о батыре Бышлаке, который во время охоты в окрестностях Шульгана повстречал удивительного странника. Странник попросил у батыра собаку. Бышлак долго отпирался пока незнакомец не предложил ему за нее табун лошадей. Странник взял собаку и нырнул в озеро, а затем вывел кобылу, наказав сесть на нее верхом и ехать не оглядываясь. Из любопытства Бышлак оглянулся, и тут же половина табуна нырнула обратно в воды озера. Охотник стал богатым человеком, а его потомство с тех пор называется байулинцами. От этого табуна, пошла порода лошадей пегой масти с серой спиной. А озеро получило название Елкысыккан - озеро, откуда вышли кони. По тексту описания это озеро соответствует озеру карстового происхождения вблизи пещеры Шульган-Таш, и которое также называют озером Шульганом.
    
В народных преданиях озеро Шульган очень часто является местом рождения чудесного коня. Так, в варианте сказания "Акхак кола" появления вожака стада Акхак кола описывается следующим образом: "К озеру Шульган в одно и то же время приходила жеребится кобылица из того табуна, что вышел из шульгановой породы - с мышиным хребтом. Люди подстерегли ее здесь, но им удалось поймать только жеребенка - кобыла обратно нырнула в озеро, но при этом жеребенок стал хромым (отсюда и его имя: "Акхак Кола" - "хромой буланый конь"). Этот то жеребенок и положил начало новому табуну".
    
С озером Шульган связано действие и другого широко распространенного сказания "Кунгыр буга". В этом озере батыр Минэй находит пропавшую дочь старика и старухи, которую похитил Водяной - хозяин озера. Батыр спускается в подводное царство, срубает все семь голов чудовищу и выводит на землю девушек, людей и скот.
    
Нетрудно заметить общий для всех приведенных отрывков произведений один и тот же мотив выхода коней или скота из озера Шульган, которое выступает как место локализации потустороннего мира. Отсюда - выход из него должен восприниматься как метафора рождения. То есть озеро воспринималась предками современных башкир не только как место обитания почитаемых животных, но и как место их рождения (Котов, 1997).
    
Немало легенд и сказаний связано и с самой пещерой Шульган-Таш. Одна из них гласит, что в былые времена в пещере жили какие-то особые люди, не похожие на современных людей. Они были очень богаты, сеяли хлеб и имели множество разного скота. Но чаще всего легенды, связанные с пещерой, олицетворяют потусторонние силы и это понятно, поскольку, как отмечалось выше, пещерная среда более сурова и непонятна, чем обычно окружающая нас природа. В.И. Даль, разъезжая по Оренбургской губернии по служебным делам, собирал произведения устного народного творчества, в частности и башкирского фольклора. В своих заметках он характеризует Капову пещеру по сказаниям и преданиям башкир так: "...В подземелье этом обитало когда-то особое племя людей, о котором рассказывают много дивного. Там же укрывались разные джины, дивы ... Старики рассказывают о каменной, здесь находящейся, собаке: это див, окаменевший в принятом образе. Замечательно, что собака эта боится плети, что дождевые облака ей подвластны, и собака не может снести ста ударов плетью; она издает глухой вой, и обильный дождь окропляет окрестность".
    
По словам П.И. Рыжкова, башкиры во время своих войн и восстаний против царских помещиков стягивали сюда свои семьи и скот. При малейшей опасности скот загонялся в нижний этаж пещеры, а женщины, дети и старики уходили на верхний этаж. Временами в пещере одновременно скрывалось до трех и более тысяч человек. Это и не удивительно. Пещера Шульган-Таш как будто бы специально устроена для убежища многих тысяч людей. В ней достаточно много места, воды и воздуха.

 

Мифы Каповой пещеры
Copyright (C) "Грот", 2000 г.

Знаменитая на весь мир пещера Шульган-Таш (Капова) расположена на Южном Урале в труднодоступных лесных отрогах, там, где Азия встречается с Европой. Она находится на территории Бурзянского района, на правом берегу Агидели. Пещера влечет к себе людей сейчас так же как и в древности, В кромешной тьме подземных залов, на неровных стенах древний человек нарисовал здесь свои первые картины. За четырнадцать тысяч лет, отделяющих нас от того времени, пещера надежно спрятала произведения древних художников под слоем натеков, дожидаясь того часа, когда, найденные вновь, они будут по достоинству оценены далекими потомками.
Многие исследователи, побывавшие здесь, могли удостоиться чести открытия древней живописи. Любопытно первое известное нам "книжное" описание пещеры, принадлежащее перу члена-корреспондента Императорской академии наук Петра Ивановича Рычкова: "Описание пещеры, которая из всех пещер в Башкирии находящихся, за славную и наибольшую почитается. ...Побуждаем любопытством, сего 1760 года января 7 числа, нарочно съездить отважился, невзирая на то, что к пещере по реке Белой и нигде никакой дороги тогда не было, склонив тутошних бывших у меня знатных Башкирцов ласкою и угощением, чтобы верховою своей ездою по глубокому снегу путь мне сделали. Позади их я и бывшие со мной люди, также верхами ехали, ибо санями для глубокого снегу проехать никоим образом было не можно... Пещера для ее великости и особливого ее состояния, подлинно того достойна, чтоб прилежнее и обстоятельнее ее испытать, измерить и описать..." Это сочинение, составленное на 25 страницах, полное впечатлений, во многом сказалось пророческим: "...Ежели б... вышеозначенные Уральские горы... осмотрены были через людей ученых и любопытных, то всемерно нашлось в них много таких вещей, которые б служили к немалому приращению народной и натуральной истории здешних мест... Может статься, что и выходы из сей пещеры на поверхность горы в древние времена бывшие, или еще и доныне имеющиеся, откроются, и другие поныне неизвестные вещи скажутся к наибольшему удивлению, сего столь древнего и чудного здания..."
Сегодня, если составить библиографический список трудов и статей, в которых в той или иной мере упоминается пещера Шульган-Таш, то список потянул бы на солидный том. Попробуем коротко свести воедино все, что мы знаем о ней через 237 лет после первого описания: пещера Шульган-Таш (Капова) находится в Бурзянском районе Республики Башкортостан, в горной части, на правом берегу реки Белой, между деревнями Акбулатово и Гальдигареево, на территории Государственного природного заповедника "Шульган-Таш". Она карстового типа, выработана в известняках девонского и каменноугольного периодов. Вход в пещеру располагается на расстоянии 150 метров от реки, на высоте всего 7-8 метров над ее уровнем. Пещера имеет два доступных этажа. Суммарная длина всех исследованных сейчас ходов в пещере составляет около двух километров. Средняя температура внутри полости пещеры зимой и летом примерно одинаковая - 6-8 градусов тепла по Цельсию. Пещера делится на три главных этажа. Современный вход в пещеру в древности служил входом также на верхний этаж, этим и объясняется грандиозная высота современного входа -13 метров, только этот вход был в древности на более высоком уровне от дна пещеры. Все три этажа сходятся в средней ее части. В дальней же части пещеры этажи расположены ступенчато, верхний этаж расположен выше среднего на 20-30 метров, тот в свою очередь выше нижнего на 50-60 метров. Рисунки размещаются как на среднем, так и на верхнем ярусах пещеры, на расстоянии от 170 до 300 метров от входа в пещеру. На среднем ярусе они располагаются в трех залах, следующих один за другим (зал Купольный, Знаков и Хаоса). На верхнем ярусе они зафиксированы пока лишь в одном самом ближнем зале - зале Рисунков. Рисунки располагаются на доступной высоте и только малая часть находится на значительной высоте. Наиболее крупное изображение имеет длину более одного метра, а самое маленькое - шести сантиметров. Звери, среди которых хорошо узнаются мамонты - наиболее часто встречающиеся анималистические рисунки, - лошади, носорог и, по-видимому, олень, переданы древним художником в реалистической манере, такими, какими он их видел, но, конечно же, не лишены примитивизма и схематизма. Важнейшим и численно преобладающим компонентом живописи пещеры являются условные знаки чисто геометрического характера. Смысловая нагрузка этих знаков трактуется учеными по-разному: кто-то связывает их со схематическими изображениями разного рода изделий или жилых сооружений палеолитических людей, кто-то воспринимает их как знаки пола. Большинство этнографов видит в них аналоги тамг более позднего времени. Спелеокомплекс Шульган-Таш изучается как многоплановый, сложный и многогранный научный объект, но все же главное в нем - это проявление духовной культуры наших далеких предков.
Чтобы понять значимость этого памятника, раскрыть его изюминку, обратимся к мнению первого профессионального археолога, проводившего свои исследования в пещере с 1960 по 1978 год, О.Н.Бадеру: "Чтобы понять обобщенный "смысл" Каповой пещеры, надо начать с истории. Сто с лишним лет назад археолог-любитель Марселино Саутола обнаружил в Северной Испании на стенах пещеры Альтамира живописные изображения животных. Его предположение, что эти животные принадлежат эпохе каменного века, было встречено в научном мире с полным недоверием и забыто на 20 лет. Возраст рисунков, определенный Саутолой, не укладывался в представления ученых о наших предках. Это казалось невероятным: люди древнекаменного века, задавленные ежечасной борьбой с окружающим враждебным и безжалостным миром, - и высокое реалистическое искусство! Но подобные же открытия в конце XIX и начале XX века в пещерах на Юге Франции и Севере Испании последовали одно за другим. Это породило новую загадку: люди в эту эпоху расселились уже почти по всей Земле, но почему пещерная живопись обнаружена только в одном районе? Так в начале столетия родилась теория единого центра зарождения искусства. Сама Западная Европа рассматривалась как некое Эльдорадо четвертичного искусства, а следы художественной деятельности человека на прилегающих и более отдаленных областях - как результат заимствования. Эта теория оказалась в руку расистам всех категорий, так или иначе проповедующих превосходство одних народов над другими. Совершенно очевидно, что открытие живописи на Южном Урале в четырех тысячах километрах от Пиренеев - того же возраста, что и в западноевропейских пещерах, - было сенсационным. Вообще каждая находка произведения палеолитического искусства - это уже событие в науке. Здесь же, в Каповой пещере, исследователям представлена целая галерея живописных "полотен", это само по себе поставило ее в один ряд с величайшими памятниками культуры всего человечества, значение которого переоценить просто невозможно...".
Впервые попавшего сюда человека уже сам вход в пещеру поражает своими размерами и великолепием. В привходовой части находится Голубое озеро, соединяющееся с Круглым озером, составляющие летом преграду для несоответствующе экипированных туристов. Над Голубым озером находится Голубиный грот, играющий всеми красками под капельками воды, оседающей на стенах. Из Голубого озера вытекает, вырываясь прямо из подземельного царства, из бездонных глубин подземелья царя Шульгана река Шульган. Незамерзающая зимой, она ведет свой рассказ подобно вечному кубаиру о мире зримом и незримом, то плавно и напевно, а то вырываясь грозным рокотом, предупреждая случайного свидетеля о силе природы, которая может в одночасье поглотить все живое и человека (в эпосе "Урал-батыр" есть тема страшного затопления всей земли Шульганом, вставшим на сторону злых сил). Сказки сказками, но по рассказам очевидцев, в 1987 году, когда наводнение достигло рекордной за последнее время отметки, река Шульган била из Голубого озера фонтаном высотой в человеческий рост, и вода прибывала такими темпами, что люди, живущие на кордоне заповедника Шульган-Таш (расположен в двух километрах от входа в пещеру), еле успели спастись, бросив вещи и добравшись до гор на худой лодчонке.
Пройдя до первого, плавного поворота, попадаешь в Главную галерею. Света здесь еще достаточно, но ты уже на пороге подземелья. После первой решетки надо включать фонарь, иначе имеешь все шансы ушибиться, пол неровный. Преодолевая нагромождения камней, поднимаешься медленно вверх, и вот - последние ворота. С правой стороны луч выхватывает скромный памятник Игорю Нассонову - трагически погибшему здесь спелеологу. Наконец мы внутри. За спиной с металлическим лязгом захлопнулись ворота, отделяющие нас от дневного мира. Зал, где встречаешься с пещерой по-настоящему, носит название Сталактитовый, здесь дорога раздваивается: можно по металлической лестнице взобраться на верхний этаж, а можно пройти в средний, который, кстати, намного короче. До развилки доходят почти все жаждущие пещерной экзотики, а вот дальше не каждый решится перешагнуть барьер, отделяющий мир земной от подземного. Если с группой да еще в "настроении", то войдут и пустятся в путешествие по подземным лабиринтам все, но наметанным глазом сразу выделишь тех, которые на самом деле барьер этот перешагнуть не сумели, и испуганно жмутся к проводнику или же, наоборот, с показным бесстрашием демонстрируют свою удаль. Но таких меньшинство. Большинство новичков, попадающих в пещеру, откроет для себя что-то новое, да и часто бывавшему здесь каждый раз предстоит совершить новое открытие.
Пещера изменчива не только в пространстве, но и во времени: летом, проползая по узкому проему, ведущему к Дальнему озеру, наполовину оказываешься в воде, а зимой, соответствующе подготовившись к неприятной процедуре, с удивлением отмечаешь, что стало сухо и пролезть можно, оставшись сухим и чистым. Сидя в Верхнем зале, услышать ритмичный бой барабанов (падая в небольшие озера с высоты нескольких метров, капли воды создают такое причудливое звучание, что услышать можно все что угодно), а придя в этот же зал буквально через несколько дней, можно до боли в ушах вслушиваться в окружающее пространство, но кроме собственного сердца ничего не услышать. Проходя по ровному широкому полу второй галереи трудно представить, что впереди тебя ожидает восьмиметровый ход в Новый район, пролезть в который можно только на выходе.
Названия залов и ходов пещеры полны романтики, но они точно передают ощущения, которые испытываешь, находясь в них. В зале Хаоса луч фонаря теряется в нагромождении огромных глыб, служащих полом зала, через которые трудно перебраться, а множество выступов и провалов, из-за которых теряешь ориентацию, создают впечатление полного беспорядка. Зал Храм приводит в трепет, настраивая на таинство. Белоснежность стен зала подчеркивается красками самых разных оттенков. Причудливая игра создает впечатление, что находишься в каком-то архитектурном чуде. Зал Купольный, Мраморный тупик, ход Преисподняя, Зал Радужный, Бриллиантовый, Бездна... Описывать пещеру очень трудно, подобрать эпитеты для передачи красоты и того особого состояния, которое испытываешь в ней, почти невозможно. Кто не ходил по пещере, не пил хрустальную, сладкую воду из подземных озер, не сидел во влажной, гулкой темноте подземных залов, вслушиваясь в дыхание пещеры, тому невозможно передать это на словах, а кто был -предпочтет всем рассказам возможность побывать в Шульган-Таше еще раз.
А посетителей в пещере немало. Ежегодно тысячи людей посещают Государственный природный заповедник Шульган-Таш, основная их
часть совершает экскурсию по знаменитой пещере (в среднем 4-5 тысяч человек за летний сезон). Но кроме известной во всем мире Каповой, заповеднику есть чем гордиться. Здесь живет известная во всем мире пчела "бурзянка", прародительница славы башкирского меда.
Само слово "заповедник" подразумевает богатство и нетронутость природы. Горы покрыты диким лесом, луга напоены запахом цветов и трав, прозрачны ручьи с редкой нынче форелью, множество живности от крошечной полевки до бурого медведя. И все это вплоть до самой маленькой былинки охраняется и окружено заботой сотрудников заповедника. Естественно, что в начале наплыва людского потока, вызванного славой сенсационного открытия, заповедный край оказался под угрозой потери девственности природы. Облик окрестностей пещеры стал напоминать городскую окраину. Горы мусора, погубленные деревья, кострища, вытоптанная трава... В самой пещере картина была столь же удручающей: сбитые сталактиты, раздолбленные кальцитовые корки, вынести из пещеры "на память" пытались все, что могли, вплоть до глины. И естественно, увековечить память о себе на стенах пещеры красочным автографом, и что страшнее всего, дошло до того, что расписываться стали на древних рисунках... Археологи забили тревогу, дело дошло до высших в то время инстанций. В такой ситуации было принято волевое решение - пещеру закрыть, в прямом и переносном смысле. Соорудили решетки, не позаботясь о том, чтобы они вписывались в интерьер пещеры, поставили сторожей, несущих круглосуточное дежурство. Недовольны были все: и те, кто хотел побывать в пещере, и те, кто стоял на страже. Сегодня картина иная: также стоят решетки, с тяжелыми замками, круглосуточная бдительная охрана не дремлет, но если есть желание попасть в пещеру, то особого труда это не составит. Слава Богу, люди, которые сейчас напрямую отвечают за сохранность пещеры, нашли возможность поддержания в хорошем состоянии пещеры и окрестностей, не ущемляя при этом естественного желания людей соприкоснуться с прекрасным.
Даже если бы в Шульган-Таше не нашли рисунков, это не остановило бы научных изысканий, связанных с ней. Ведь еще 1936 году профессор Г.В.Вахрушев предлагал создать на ее базе научный стационар для изучения многих вопросов карстоведения. Спелеобиологические, геоморфологические, гидрогеологические, микроклиматические, палеонтологические и многие другие исследования в пещере в какой-то мере связаны с ее особым положением древнепалеолитического святилища, но вполне обособлены.
Природа дарит исследователям различных специальностей возможность проводить работы в пещере Шульган-Таше. Для спелеологов
хватает работы и сейчас, а для обучения молодых и посвящения их в спелеологи здесь вообще рай: огромные полости, ровные галереи, узкие шкуродеры, подземные озера и река с сифонами, колодцы и множество неизведанного. Но открытие Рюминым в 1959 году палеолитической живописи предопределяло приоритетные права археологов на исследования, проводимые в пещере. На сегодняшний день итоги многолетних археологических исследований в пещере Шульган-Таш подведены петербургским ученым В.Е.Щелинским в относительно кратком докладе "Некоторые итоги и задачи исследований пещеры Шульган-Таш (Каповой)". Вот краткое его резюме:
"Пещера Шульган-Таш в древности была святилищем и при этом имела сложную структуру. Каждый зал с рисунками в пещере был частью этого святилища и выполнял свои сакральные функции. Принимая во внимание совокупность естественнонаучных данных, облик археологического материала и радиоуглеродные даты, есть все основания полагать, что святилище Шульган-Таш относится к одной из заключительных фаз валдайского оледенения и, соответственно, к позднему, но не финальному, этапу верхнего палеолита". Большая заслуга Щелинского в том, что ему удалось обнаружить культурный слой (остатки от пребывания древних людей в пещере). Исследования культурного слоя дали много интересного и нуждающегося в осмыслении материала. Так, например, стало ясно, что в те далекие времена в глубине пещеры пылали костры, а, стало быть, существовали выходы на поверхность, которых нет в настоящее время. Находки костей животных малочисленны, и это дает основание для предложения об особом положении стоянки Шульган-Таш, по сравнению с другими стоянками той эпохи. А обнаружение среди костей останков песца и копытного лемминга, говорит о суровом климате эпохи населения пещеры. На это же указывает спорово-пыльцевой анализ: в то время пещеру окружала тундра с очень редким лесом. В это трудно поверить сейчас, когда вокруг пещеры на многие километры тянутся дремучие леса. По найденным орудиям труда выяснилось, что сырье для их изготовления имеет явно не местное происхождение, а сами орудия, оставленные в пещере, сильно изношены, возможно, их оставляли здесь с каким-то определенным умыслом. В культурном слое также были найдены уникальные украшения. Это четыре просверленные с двух сторон боченочковидные бусины из зеленого благородного серпентинита. Есть также подвески из тонких пластиночек кости (скорее всего, бивня мамонта) и сланца. Приятной неожиданностью стала находка в культурном слое фрагмента глиняной лампы. Надо сказать, что глиняные изделия в палеолитических культурных слоях вообще очень редки. В подтверждение древности рисунков в культурном слое была обнаружена минеральная краска - охра, причем в виде истертых кусочков.
Рассказывая о Шульган-Таше, нельзя не сказать о ее роли в духовной жизни современных народов Южного Урала. Значение пещеры Шульган-Таш в рождении мифов, влияние на творчество и историю народов, населяющих территорию Южного Урала, огромно. Достаточно сказать, что в самом древнем эпосе башкирского народа "Урал-батыр" Шульган - один из главных героев. В эпосе "Акбузат" - Шульган - царь подземного мира, и именно из его царства вышел на свет первый крылатый конь, потомки которого и поныне верой и правдой служат людям. Можно сказать, что культ пещеры во многом определяет мировоззрение древнейшего населения края. В этой и других пещерах юноши проходили посвящение во взрослых охотников, испытывались на мужество и выносливость, совершали обряды, иллюстрирующие древние мифы. Подобные святилища были у многих древних народов, и в их понимании они являлись центром, осью мироздания. Вся жизнь современного человека, несмотря на "цивилизованную" его оболочку, пронизана мифологией. Порой мы не осознаем этого огромного влияния, лежащего в нашем подсознании. Поэтому иногда просто необходимо столкнуться с живым источником мифологии, воплощенным в Шульган-Таше, чтобы осознать себя как часть огромного мира, ощутить его нескончаемый поток из прошлого в будущее и ощутить себя связующим звеном времени.
Расположившись рядом со входом в Шульган-Таш, приятно смотреть на людей, выходящих из пещеры с восторженно-счастливыми лицами. Они сделали открытие в окружающем мире, но прежде всего открыли что-то новое в себе. Подобно Рычкову и тысячам других исследователей, люди, вышедшие из пещеры, стали богаче и опытнее если не на. все тысячелетия истории пещеры, то во много раз больше того времени, что они провели в подземном мире. И хочется верить, что Шульган-Таш, эта связующая нить поколений, не оборвется во времени, и век за веком все так же будет устраивать экзамен человеку на силу, выносливость и красоту духа.
Ринат Мигранов
Пещера Шульган-таш (Капова) принадлежит к числу величественных карстовых явлений Урала. Она расположена на территории Башкирского государственного заповедника и признана ценным для науки памятником природы мирового значения. Ей было суждено сродниться с престижными событиями истории Отечественной науки. План и описание "...достопамятной пещеры при реке Белой...", впервые выполненные в 1760 году талантливым ученым-самородком П. И. Рычковым, являются одним из первых научных трудов по спелеологии.
Из "пещеры в Шулюган-таше" в 1770 году путешественник И. И. Лепехин впервые "вынес" реальные представления о происхождении пещер и сущности природного карстового процесса. В последствие эти представления легли в основы теории науки о карстовых явлениях.
Сенсационные находки 1959 года настенных рисунков эпохи палеолита принесли Шульган-ташу мировую известность. Вместе с популярностью до пещеры докатилась и волна туристов, едущих во имя полноты знаний о Природе.
Тайны происхождения карстовой полости, ее потрясающие воображения размеры, фантастически замысловатые контуры входа и галерей, дивное сочетание всевозможных нерукотворных пещерных атрибутов, вечная кромешная темнота, сырость и прохлада недр, воспринимаемые зрительные, слуховые и переменные температурные эффекты, массивные нагромождения известняков отдаленных геологических эпох в кровле и многое другое - снискали Шульган-ташу широкую славу сильно впечатляющего зрелища. Подлинная слава, с годами обрастая загадочными преданиями и красиво сложенными легендами, а порою и чистыми вымыслами досужих, возбуждала большой интерес к полости.
Всевозможными людьми Шульган-таш интенсивно посещался во все времена. Даже целыми селениями, с домашним скотом и скарбом в телегах скрывались в нем люди от врагов.
Пещера Шульган находится в окружении живописных залесенных гор западного склона Южного Урала. За чередой горных хребтов и речных долин природа определила ей место. Она образовалась в массиве Шульган-таш. в правом борту каньонообразной долины р. Белой. Ее входное отверстие расположилось в устье каменной теснины, рассекающей известняковый массив. Горный рельеф сделал этот район труднодоступным и редконаселенным. В сущности он явился и причиной сохранения неповторимых по красоте и обаянию, почти первозданных. горнолесных ландшафтов.
Громады скал посреди пышной зелени, чистый воздух, настоянный на аромате лесных и луговых Цветов, хрустальный звон горных родников с леденящей зубы прозрачной водой и глубокая тишина. В наш век это - то неоценимо дорогое, чем щедро одаривает этот край каждого, кто умеет любить природу.
Пещера Шульган-таш устроена достаточно сложно, однако огромные размеры стушевывают ее прихотливые контуры. Основными элементами доступных отделов полости являются горизонтальные галереи (коридоры), уходящие в массив на трех уровнях. С ответвлениями они составляют три этажа. Спорадические расширения галерей образуют свыше 15 залов. В недрах горы этажи соединены естественными вертикальными колодцами и наклонными шахтами. За каменными стенами просторных залов, несомненно, существуют и другие полости Шульгана, но кому ведом тот скромный лаз или "шкуродер", ведущий к "счастливой звезде" спелеолога?
Н и ж н и й э т а ж - наиболее молодой отдел пещеры. Гипсометрически он близок к уровню реки Белой. По нему протекает Подземный Шульган, скрывающийся под землей в 4 км севернее пещеры. Ближний конец этажа, заполненный водой, подходит ко дну грифона Голубого озера-родника. Дальний же конец с тремя залами прослежен между соседними сифонами лишь на расстоянии более 200 м.
С р е д н и й э т а ж в виде широкого тоннеля простирается от Входного отдела и заканчивается Залом хаоса. Его протяженность без ответвлений 360 м. На его стенах в трех местах обнаружены рисунки, выполненные первобытными людьми древнекаменного века.
В е р х н и й э т а ж следует от двух промежуточных площадок и вертикального колодца до спуска к Дальнему верхнему озеру на 500 м. Его максимальное превышение над средним составляет 40 м. От него узкий лаз ведет в Новый отдел, соединенный в конце с нижним этажом.
Физическая длина всех полостей Каповой пещеры составляет 2250 м.

Радостно замирает сердце и кажется, что душа наполняется неведомой теплотой и нежностью, когда любуешься великолепием кальцитового и ледового убранства одной из красивейших пещер Южного Урала, расположенной в Гафурийском районе Башкортостана. Она была обследована в год празднования 30-летия победы над фашистской Германией и в честь этой знаменательной даты получила название Победы. Просто восхищаешься и поражаешься неуемной фантазией великой ваятельницы Природы, сотворившей это безмолвное царство красоты, скрытое от человеческих глаз десятками метров каменной толщи. Сотни тысяч лет вершилась в чревах ничем не примечательной горы таинство создания шедевров из камня, а единственным инструментом в руках Природы явилась вездесущая и всемогущая капля воды. Она же, эта ничем не примечательная вода, превратившись в лед, разнообразила и доукрасила кальцитовые творения Природы.
У самого основания скальных выходов на высоте около восьмидесяти метров от уровня реки Зилим открылся когда-то мощный портал сложной пещерной системы. Даже с поверхности видно, что в манящей темноте спряталась ледовая сказка. Голубой язык ледника шириной с узкую улочку медленно растекается по ходу, резко падает вниз и растворяется в темной неизвестности. Но остался маленький ровный "пятачок" возле самого входа в пещеру и на нем-то и разместился живописный ледовый городок из причудливых сталактитов, сталагмитов и сталагнатов. Своей красотой он как бы приглашает и завлекает вглубь, по крутой ледовой "катушке" в первый грот пещеры, названный Катком. Действительно, каток - ровная площадка, на которой, пожалуй, можно было бы разместить приличный трехэтажный дом, идеально прозрачный лед, сквозь который на глубине нескольких сантиметров видны вмерзнувшие камешки. Кажется, миг - и вспыхнут ослепительные прожекторы, закружатся в немыслимом ледовом вальсе разноцветные пары фигуристов...

 

 

Copyright (c) 2007 LAZAREV Nikolai V.2
Сайт существует с ноября 2004 года
Копирование материалов с сайта возможно только с разрешения администратора.