ФОБОС: погода в г. УфаЭкстремальный портал VVV.RU

Пещеры: описание, карты, схемы навески

Описание пещеры Хлебодаровская.

Пещера находится в 1,5-2 км от деревни Хлебодаровка Мелеузовского района Башкирии и в 5 км от Нугушского водохранилища на западном склоне хребта Баш-алатау. Заброска в деревню возможна на автомобиле. Чтобы найти пещеру, нужно проехать по главной улице деревни, перед церковью повернуть направо, ехать до начала леса вдоль местно кладбища. На опушке леса дорога поворачивает налево и направо. Тут на полянке можно оставить машину, дальше двигаться пешком. Если пойти по дороге направо вдоль кромки леса, то через метров 300 в лес будет уходить старая заросшая автомобильная дорога. Нужно идти по ней. Через еще метров 400-500 будет развилка – 2 уходящих в разные стороны лога. Нужно идти по правому. Дорога плавно переходит в тропу, а потом и вовсе заканчивается в густой траве. Нужно продолжать движение по этому логу. Метров через 500 можно начинать подниматься на гору слева. Через мин 10-15 оказываешься на верщине этого холма на большой поляне. На ее южной (?) границе с лесом расположен вход в пещеру, представляющий собой провал шириной 3-4м, длиной 10м и глубиной около 15м в общей сложности. Вход состоит из 3 колодцев – примерно 3, 8 и 4м. В первых двух местными установлены 2 железные лестницы. Поперек входной воронки лежат 2 бревна, за которые можно организовать страховку, но лучше использовать растущий рядом небольшой дуб. Под первым колодцем есть сбоку небольшой грот, где можно спрятать вещи. Третий колодец легко проходится в распор, но можно также организовать страховку за бревно, лежащее поперек него. Рекомендуемая длина веревки – 25м(?). Дальше пещера развивается в горизонтальном направлении.

Дальше последует описание основного хода, пройденного 22.07.06г спелеологами уфимского клуба имени Нассонова.

После спуска начинается галерея шириной 10м, высотой 6м и длиной около 100м в восточном направлении. Стены закопчены факелами местных и исписаны краской. Галерея преграждена завалом, обойти который можно под потолком справа. Приводит она в зал обвальный – большой зал с грудой обвалившихся глыб на полу. Продолжение хода в южном направлении, 50м. Далее – большой зал – развилка.

На запад отходит низкий тупиковый ход длиной около 100м, образованный под большим давлением воды. Ширина – 5м, высота – 1 – 3м. Потолок «сырный», пол глиняный. В конце замыт глиной.

На юг идет ход около 50м, заваленный большой глыбой.

Ходы на Ю-В: 2 тупиковых хода. Продолжение пещеры – в самом начале левого из них, если стоять спиной ко входу, представляет собой шкуродер между глыб  в восточном направлении (пикет 115). Длина его около 5м, проходить ногами вперед, т.к. он наклонный. На полу – красная глина. Шкурник переходит в низкий ход высотой 1м, шириной 2м и длиной около 10м. Упирается в маленький зальчик с туром.

Ход на Ю-В. Ширина 5м, длина 5м, высота 1,5-2м. Потолок ровный. Через 5м – окно в потолке, под ним глыбы. Вперед – глиняный замыв. Продолжение хода вверх и вперед в окно – шкурник между глыб, вверх по завалу, длиной 5м, высотой 1м. Ход продолжается по щели – меандру, на полу которого – живые глыбы, все сыпется. Красная глина, на стенах – кораллиты, начинают образовываться каменные цветы. Высота хода увеличивается до 2м. Ход сужается до 30см, становится опасно сыпучим. Дальнейшее прохождение затруднено и опасно.

Ход на С-С-З – основной. Ширина 5-6м, высота 3м. Через 10м – глыбовый завал. Проход по ним, под потолком, длиной 2м. Маленький зал с треугольным камнем-туром.

Продолжение хода на север. Ширина 2м, высота 0,5м, длина 20м. Гладкий потолок из известняка, образованный под давлением воды. Ход прямоугольный. Выходит на пересечение с трещиной в направлении З-В. Зал с туром. На запад – ответвление 5м. Основной ход – на восток – такой же низкий ход длиной около 5м. Приводит в маленький зал (пикет 191). Направо – тупиковое ответвление. Продолжение хода на север длиной 10м, высотой 0,5м. Стены и потолок покрыты затвердевшим пещерным молоком, на полу красная глина. Продолжение хода на северо-восток в шкурник. Длина его около 20м, высота 0,5 – 0,3м. Ползти на животе вперед головой по острым глыбам.

Шкурник вываливается в магистраль З-В. Над ним висят глыбы, между ними просвечивает огромная полость. После него начинаются большие объемы.

Ход на З-С-З. По трещине без дна. Большие объемы, завалы. Идти лучше под потолком трещины. Через метров 100 под потолком, если идти на одном уровне, - огромная висящая плита, готовая вот-вот упасть. Вместо пола – глыба-уступ, спуск с которой затруднен. Если вернуться немного назад, то можно спуститься на дно трещины между камней. Ход продолжается по дну. На стенах – красивые пупырышки - кораллиты. Дальше не ходили.

В целом пещера чистая, незагаженная (кроме привходовой части, куда часто ходят местные), относительно сухая. Обвалоопасная. Снаряжение СРТ не требует. Желательна страховка на входных колодцах, необходимая длина веревки около 25м. Воды в пещере летом нет. Есть карта-схема пещеры.