ФОБОС: погода в г. УфаЭкстремальный портал VVV.RU

Самая актуальная информация Полировка автомобиля здесь.


ЛИТЕРАТУРА

Техника спелеотуризма

 Техника спелеотуризма, как и любого другого вида туризма – это совокупность общественного и личного снаряжения, приемов и методов их применения.

Объем сведений, приведенных здесь, соответствует спелеомаршрутам IIIII категории сложности, но является базой и для маршрутов других категорий, как более, так и менее сложных.

Техника и тактика прохождения узостей, неизвестных продолжений, обводненных участков, преодоления завалов и т.д. определяются конкретными гидрологическими, морфологическими и другими факторами пещер, связаны с элементарными правилами безопасного поведения в пещере и сводятся по существу к недопущению возможности застревания, уплотнения, нарушения устойчивости каменных осыпей, завалов, здесь не рассматриваются. Здесь будет разбираться раздел техники, связанный с передвижением по вертикальным линейным опорам, исключая варианты использования скалолазания с верхней и самостраховкой, технику скальных восхождений (альпинистская связка), технику работы на льду.

Спелеотуристская техника разделяется на две основные группы: статическую и динамическую. Статическая техника делится на двухопорную и одноопорную, которые в свою очередь делятся на виды в зависимости от используемых опор.

Подпись: Техника 
спелеотуризма

 

 


 

 

Подпись: Статические
техники
Подпись: Динамические
техники (ДТ)
Подпись: Одноопорные
техники (СРТ; ТТ)
Подпись: Двухопорные
техники (ЛВС; ВТ;ТВТ;ТТ)

  

 

 

 

 

 ЛВС – лестнично-веревочная техника, ВТ – веревочная техника, ТВТ – трос-веревочная техника, ТТ – (одноопорная) тросовая техника, СРТ – «техника одной веревки», ТТ – (двухопорная) тросовая техника, ДТ – динамическая техника или «техника шнура».

Лестнично-веревочная техника в свое время имела широчайшее распространение во всем мире. Является наиболее безопасной и простой в пользовании и обучении. В отличие от всех прочих требует минимума личного снаряжения. Однако выход в 60-х годах до глубины порядка 1000 и более метров настойчиво требовал сокращение объема снаряжения, его веса и скорости движения. В итоге родилась техника СРТ. В настоящее время техника СРТ является доминирующей во всем мире. Принципиальное отличие техники СРТ от лестнично-веревочной техники – жесткие требования к веревке – единственной основной опоре. В СССР при постоянном дефиците основной веревке в туризме эти требования были невыполнимы. И с появлением самохватов стали развиваться новые двухопорные техники, не имеющие аналогов нигде в мире. Это веревочная техника и дальнейшее ее развитие – трос-веревочная техника. Тросовые техники вообще не имели сколько-нибудь значительного распространения. Скорее это были эксперименты отдельных спелеогрупп. К сожалению, до сего времени не удалось создать совершенно оригинальную технику, которая могла бы быть свободной от всех недостатков известных техник и вобрать все их положительные качества. В каждом конкретном случая вид используемой спелеотехники определяется множеством факторов разного плана и уровня, некоторые из них: параметры пещеры, обеспеченность группу снаряжением как личным, так и общественным, количественный состав группы, уровень подготовки каждого участника похода для работы со спецснаряжением, программа работ и др. Важное значение имеет возможность пользоваться на спелеомаршрутах комбинирование разных видов техники. Как наглядный пример можно привести ставшую обычно комбинацию лестнично-веревочной техники со всеми другими двухопорными или одноопорными техниками, или применение комбинации СРТ с самостраховкой по другой веревке на камнеопасных колодцах.


Статические двухопорные техники

 

Лестнично-веревочная техника

 Безопасность, эффективность и долгожительство ее достойно восхищения. А практическое отсутствие специального личного снаряжения позволяет ее использовать в комбинации с любой другой. Для пещер небольшой глубины и малых отвесов эта давно известная техника до сих пор является непревзойденной.

Характерная особенность ее, как и других двухопорных техник - наличие двух независимых опор, каждая из которых крепится на отдельной независимой опоре (точечной или объемной). Лестница, по которой осуществляется как спуск, так и подъем является вспомогательной опорой и как следует из этого, должна выдерживать статическую нагрузку порядка 300 – 500 кг, т.е. в качестве точки навески могут использоваться 1 или 2 скальных крюка.

Вторая опора – основная веревка, которой осуществляется страховка или самостраховка. Вся страховочная цепь от опоры, за которую производится навеска, до грудной обвязки должна выдерживать статическую нагрузку не менее 1000 кг, т.е. соответствовать требованиям основной опоры.

В качестве точек крепления используются наземные скальные выступы, 2 шлямбурных или 3 сблокированных скальных крюка. Минимальный диаметр линейной опоры - веревки – 9,5 мм.

Конструктивные особенности лестницы и пользование ей хорошо разработали Илюхин В.В., Дублянский В.Н. (1968)

В основе своей примитивная техника передвижения по лестнице требует опыта и навыка. Отработку ее лучше начинать на свободно висящей лестнице и уже после освоения правильной техники нужно переходить к тренировкам на естественном скальном рельефе с выступами, ребрами, «катушками».

Личное снаряжение ЛВТ:

1.     Грудная обвязка.

2.      Рукавицы для защиты рук.

Главное техническое правило при подъеме или спуске по лестнице - максимальная разгрузка рук за счет работы ног. Чем меньше нагрузка на руки – тем более эффективна техника движения по лестнице, тем выше скорость при прочих равных условиях. Визуально нагрузка рук проявляется в отклонении лестницы от вертикального положения на участке от рук до стоп. Чем больше отклонение, тем больше приходится нагрузки на руки. Добиться минимальной нагрузки на руки позволяет положение рук в обхват лестницы на уровне груди – лица.

При спуске по лестнице, естественно, появляется желание смотреть под ноги, что сразу же вызывает зависание на руках. Необходимо с самого начала вырабатывать навык спуска «вслепую», при котором свободная нога приводится под пятку опорной ноги на ступеньке , а затем опускается строго вниз до постановки на перекладину. Естественно, что подъем будет происходить несколько быстрее, чем спуск. Постановка ног на лестнице - личное дело вкусов и привычек, а также ширины лестницы. На достаточно широкой лестнице или при ее соприкосновении со стеной обе ноги ставятся на перекладины носками вперед. Если же лестница узкая и висит свободно, то одна нога ставится носком вперед, а другая, в обхват лестницы, на пятку. При срыве с лестницы происходит зависание на страховке или самостраховке. Поэтому нельзя разносить опоры навески лестницы и веревки более расстояния вытянутых рук. Чтобы на всем протяжении маршрута навески при зависании на страховке и самостраховке можно было дотянуться до лестницы и продолжить подъем или спуск. Самостраховка может осуществляться самохватами типа «Гиббс», «жумар», «блокер», «кроль», схватывающими узлами. Однако при введении навесок на маршруте с самостраховкой весьма желательно в комплект личного снаряжения ввести беседку, сблокированную с грудной обвязкой, это исключит возможность перехода обычного срыва при усталости в аварийную ситуацию.

В реальной ситуации при подъеме легко организовать отдых путем встегивания свободного карабина в беседке или обвязке за несущий трос лестницы, но ни в коем случае за перекладину.

Эффективные моменты ЛВТ

1.       Высокая скорость передвижения на вертикальных участках пещеры при длине навески до 40 м. как вверх, так и вниз. Если длина навески не превышает 10 – 15 м превосходит все остальные техники.

2.       Позволяет обеспечить безопасность группы с минимумом специальной подготовки.

3.       Минимальный необходимый уровень подготовки руководителя.

4.       Практически полное исключение возможности аварийной ситуации на навеске, связанной с зависанием.

5.       Минимум личного снаряжения.

6.       Простота и быстрота изготовления в кустарных условиях,доступность материалов необходимых для ее изготовления

Однако:

1.       Если длина навески лестницы превышает 20- 30 метров скорость движения начинает падать,если же она превышает 40-50 метров, участники должны иметь уровень физической подготовки, какой основная масса спелеологов и спелеотуристов не обладает.

2.       По мере увеличения суммарной глубины увеличивается объем снаряжения. Поэтому, если используется комбинация ЛВТ с другой техникой, рационально использовать громоздкую ЛВТ технику от входа до определенной глубины, чтобы избежать транспортировки громоздкого снаряжения по всей пещере.

ЛВТ является самой первой спелеологической техникой просуществовавшей в России без изменения наравне с другими которые появились позднее В варианте ЛВТ несмотря на многие недостатки были исследованы пещеры Западного Кавказа массива Алек глубиной до 500 м. В 60 – 70-х годах с помощью лестниц успешно штурмовали входной 60-метровый и другие колодцы п. Сумган Кутукского урочища. Ажурные тросовые лестницы в начале 80- х годов были развешаны на всех участках подъема в п. Снежная с трудным скалолазанием.

Статическая двухопорная веревочная техника. 

Эта двухверевочная техника является советским усовершенствованием лестнично-веревочной техники. Увеличение глубины открываемых пещер поставило задачу снижения объема и громоздкости снаряжения. Самохваты, появившиеся из-за рубежа позволили веревку превратить в подобие лестницы, вдобавок с произвольной длиной шага. Таким образом, с помощью самохватов (двух) создаются точечные точки опоры на веревке, и их попеременным передвижением вверх производится подъем. Спуск, соответственно, тоже производится по веревке. Для этого используется специальное устройство – СУ (спусковые устройства). Вторая независимая веревка служит для страховки или самостраховки.

К концу 70-х годов спелеотуризм в СССР одновременно с внедрением веревочной техники поголовно переходит на самостраховку. Обе навешиваемые веревки являются основными опорами, это означает их взаимозаменяемость, что увеличивает износоустойчивость навески.

В ВТ практически на применяются скальные крючья. Навеска осуществляется на объемных и точечных опорах, в качестве точечных используются исключительно шлямбурные крючья. При повторных прохождениях производится блокировка трех, вбитых ранее, шлямбурных крючьев, за которые производится двухверевочная навеска. Блокировка должна производиться таким образом, чтобы рывок при вылетании любого крюка был минимальный. Равномерное распределение нагрузки на крючья необязательно.

Блокировку крючьев производят также как и саму навеску линейных опор основной веревкой диаметром 9,5 мм, длиной 2-4 м либо одним концом веревки из навески или любой другой комбинацией. Использование в ВТ самохватов типа «Гиббс», которыми сложно отрегулировать, особенно в висячем положении на навеске, определяют предпочтение к сплошной без связывающих узлов навеске обоих веревок без перестежек, оттяжек и др. Только сплошная навеска обеспечивает превосходящую по сравнению с ЛВТ скорость спуска, тем более подъема. При наличие связывающих узлов на веревке предпочтительнее, чтобы и при спуске и при подъеме связывающий узел оказался на самостраховочной веревке. 

Техника движения по линейным опорам в ВТ

 Техника подъема

Принцип использования самохватов для подъема ничем не отличается от подъема по лестнице. В работе по подъему на самохватах участвуют и ноги. Самохваты могут располагать на любом уровне относительно ног на веревке, по которой происходит подъем. Усилие от ног к самохватам подается при помощи стремян. При наличие двух точек опоры, которые создают самохваты на веревке, возможны только две схемы подъема: - попеременная работа ног как по лестнице одновременный – шаг обеими ногами одновременно с зависанием в верхней точке на самохвате для подъема вверх самохвата и сгибанием ног для следующего шага.

Последний вариант позволяет комфортный подъем с меньшей нагрузкой, но менее скоростной, поэтому в ВТ и ТВТ он применения не имел.

Из множества вариантов возможного положения самохватов на веревке мы разберем лишь только два наиболее различающихся и наиболее используемые:

«рука – рука» – благодаря нахождению самохватов на уровне лица легко осуществляются любые перестежки и контроль за ними. Прохождение стремян под обвязкой позволяет исключить позволяет исключить четвертую точку крепления – ограничитель отбрасывания, который необходим во всех других вариантах. Но постоянно работают руки при перемещении самохватов – это сказывается на абсолютной скорости. В таком варианте очень неудобно проходить резкие перегибы из-за сильного прижатия веревки под собственным весом.

«стопа – колено» – является самым скоростным из всех ( до 15-20 м\сек.) и самым неудобным при перестежках. Руки практически не работают. Основное их назначение – контроль за самостраховкой и вытягивание свободного конца веревки из нижнего самохвата в начале подъема.

Возможны другие варианты и их комбинации между собой, что скорее является личным вкусом и привычкой, к примеру «рука-колено» и др. С переходом к ВТ оформляется совершенно новая группа снаряжения – специальное личное снаряжение.

Личное специальное снаряжение для подъема в ВТ

 1.            Верхняя обвязка и абалаковский пояс.

2.            Ограничитель отбрасывания, закрепленный на грудной обвязке или абалаковском поясе.

3.            Пара стремян с самохватами и соответствующими приспособлениями типа амортизаторов дла самохвата «колено».

4.            Самостраховочный конец с ….

5.            Самохват типа «Гиббс»*.

* ВТ и ТВТ в качестве базового используют самохват типа «Гиббс», который единственный выдерживает нагрузку, требуемую для основной опоры страховочной цепи. Для подъема могут использоваться любые другие типы самохватов: «жумар», «дреелер-Пецль»…

Непосредственно в подъеме не участвуют: беседка и блокировочный конец между ней и грудной обвязкой. ВТ в отличие от ЛВТ имеет по своей сущности значительный больший допуск динамических нагрузок. И, что самое главное – использование в качестве опоры для ног и в качестве самостраховки самохватов, и неудобство работы с нами заведомо ведет к перегрузке грудной клетки и верхнего плечевого пояса, что без беседки с жесткой блокировкой опасно во всех отношениях. При срывах это переломы ребер со всеми последствиями, при усталости – любая перестежка – потенциальная авария.

Подъем в ВТ вариант «стопа-колено»

 1.            Встегнуть самостраховочный самохват, который самостраховочным концом крепится к грудной обвязке.

2.            По переменно встегнуть в другую веревку (рапель) самохваты соответственно их положению ( колено – выше, стопа – выше).

3.            Пристегнуть к рапели ( веревка, по которой осуществляется подъем) ограничитель отбрасывания.

Сам подъем не представляет сложности. Постоянно необходимо следить за самостраховкой , при этом: чтобы не образовывался свободный провис самостраховочной веревки и самостраховочный самохват всегда должен находиться выше уровня пояса. В зависимости от свойств самохвата «стопа», обычно необходимо продергивать через него рапельную вревку в самом начале подъема. При подъеме на высоту 2 – 3 м необходимость в этом отпадает. Выстегивание после подъема осуществляется в обратном порядке.

 Переход через связывающий узел на рапели при подъеме

 Осуществляется последовательным перестегиванием через связывающий узел точек крепления к рапели:

1.            ограничитель отбрасывания;

2.            самохват «колено»;

3.            самохват «стопа».

Предпочтительнее, чтобы связывающий узел оказался на самостраховочной веревке. Тогда вместо трех точек крепления, в том числе очень неудобной для перестежки – «стопе» необходимо перестегивать только одну – самостраховку.

 Прохождение связывающего узла на самостраховочной веревке при подъеме

 В дополнение к приведенному выше снаряжению для выполнения этого приема необходимо: второй, аналогичный основному самостраховочный конец с

а) самохватом

1.            остановиться когда самостраховочный самохват подойдет под связывающий узел на самостраховочной веревке;

2.            встегнуть второй самохват на самостраховочном конце в самостраховочныю веревку выше узла;

3.            выстегнуть с веревки самохват ниже узла и продолжить подъем.

б) карабином с муфтой

1.            остановиться когда самостраховочный самохват подойдет под связывающий узел на самостраховочной веревке;

2.            завязать узел с петлей (восьмерка, австрийский проводник) и встегнуть в нее самостраховочный конец с карабином, муфту завернуть;

3.            выстегнуть самостраховочный самохват с веревки ниже узла и вновь встегнуть его уже выше связывающего узла;

4.            выстегнуть самостраховочный конец с карабином и развязать узел самостраховочной петли, продолжить подъем.

 Техника спуска

 Для спуска в ВТ используются любые СУ. Необходимое условие для всех них – возможность надежно закрепиться с его помощью на рапели. СУ с помощью карабина крепиться к беседке, управление спуском осуществляется протравливанием в правой (для правшей) руке свободного конца рапели, выходящего из СУ. Обязательно в рукавице! Самостраховочный самохват, присоединенный к грудной обвязке (как и при подъеме) ведется по другой веревке левой рукой.

Правильно выполняемая самостраховка самохватом должна обеспечивать два противоположных момента:

              как страховка она должна обеспечить зависание на самостраховочном самохвате при потери из руки свободного конца рапели или ее обрыве, т.е. как можно быстрое срабатывание самостраховки при неконтролируемом впуске (падении);

              одновременное использование этого приема не должно вести к зависанию на самостраховке при обычной до 0,5 м\с скорости спуска.

Поэтому (как и схватывающий самостраховочный узел) запрещается брать самостраховочной самохват в кулак. Для выполнения наиболее безопасного варианта необходимо двумя пальцами левой руки (большим и указательным) , зажав между ними кулачок, сгибанием кисти отжимать кулачок. Самохват при этом на веревке дожен находиться в положении кулачком влево. Веревки при спуске разводятся по бокам: рапель у правого бедра, самостраховка у левого. Левая рука с самохватом находиться на уровне лица, а правая у правого бедра. 

Прохождение связывающего узла на самостраховочной веревке. 

Производиться аналогично, как и при подъеме с узлом на самостраховке , но в обратном порядке. 

Прохождение связывающего узла на рапели 

Для выполнения этого приема необходимо иметь запасное стремя с самохватом. Длина стремени должна регулироваться от 0,5 до 1,5 м.

1.            Производить спуск до зависания СУ на связывающем узле рапели.

2.            Встегнуть самохват запасного стремени выше СУ и, выжавшись ногой в петле стремени, разгрузить СУ, выстегнуть его из веревки, и сразу вновь встегнуть ниже связывающего узла, вплотную к нему, и зафиксироваться на СУ во избежание самопроизвольного спуска.

3.            Плавно перенести нагрузку на СУ и выстегнуть самохват запасного стремени из рапельной веревки.

4.            Одеть рукавицу на правую руку, разблокировать СУ и, взяв самостраховочный карабин в левую руку, продолжить спуск.

Ситуация, требующая выполнения этого приема, возникает при наличие связывающих узлов на обеих веревках. Если связывающий узел имеется лишь на одной веревке, лучше выполнять прием «прохождение узла на самостраховочной веревке».

Все разобранные выше приемы передвижения по линейным опорам и вверх и вниз, как ясно из описаний, имеют основное правило – не использование второй, т.е. самостраховочной веревки при любых перестежках. Всегда, постоянно нагрузка полностью находиться на грузовой, рапельной веревке. Объясняется это тем, что при значительной длине линейных опор вследствие растягивания веревки под нагрузкой, использовать самостраховку в качестве дополнительных опоры затруднительно или невозможно. В любой момент подъема или спуска участник должен находиться во взаимодействии с обеими опорами, нахождение только на одной опоре, независимо от количества точек крепления и степени их надежности – нарушение требований ТБ – опасно. 

Перестежки

 «со спуска к подъему» 

Возникает в случае если длины одной или двух опор не хватает до дна вертикальной полости, или если веревки спутались так сильно, что распутать их, находясь на навеске, невозможно, при повреждении одной или обеих опор и др., когда спуск до конца навески невозможен.

1.            Остановить спуск и зафиксироваться «жестко» на СУ.

2.            Самохваты стремени «колено» и «стопа» встегнуть на самостраховочную веревку ниже самостраховочного самохвата.

3.            Встегнуть самостраховочную веревку (на которой находятся самохваты «стопа», «колено») в ограничитель отбрасывания.

4.            Перестегнуть на другую веревку самостраховочный самохват.

5.            Выстегнуть СУ.

В данном случае происходит смена опор по назначению. Рапель превращается в самостраховочную веревку, самостраховка – в рапель. Связано это с низким положением самохватов «стопа-колено», что не позволяет встегнуть их выше СУ как в варианте «рука-рука», где все перестежки происходят гораздо проще и быстрее. 

«с подъема к спуску» 

Встегнуть СУ в самостраховочную веревку ниже самостраховочного самохвата и зафиксировать его, выбрав, сколько возможно, слабину веревки.

1.            Перестегнуть самостраховочный самохват на другую веревку.

2.            Выстегнуть ограничитель отбрасывания, самохваты «стопа» и «колено» с рапельной веревки.

3.            Одеть рукавицу, разблокировать СУ, начать спуск.

4.             

Прочие ситуации. 

Зависание на самостраховочном самохвате при спуске.

1.     Зафиксироваться на СУ.

2.     Используя узел «стремя» или простую, сложенную в несколько раз петлю, на самостраховочной веревке, выжаться на ноге и, отжав кулачок самохвата, сесть на СУ, приспустив самохват.

3.     Продолжить спуск.

Выход из строя во время подъема самохвата «стопа» или «колено»

В любом случае необходим запасной самохват со стременем. Петля стремени одевается на ногу, где находится вышедший из строя самохват и далее подъем осуществляется в варианте «рука-стопа» или «рука-колено». При этом стремя продевается под грудной обвязкой. 

Сравнительная характеристика ВТ 

1.            По сравнению с ЛВТ в несколько раз снизился вес и объем общественного снаряжения.

2.            Снижение энергозатрат при движении по навеске и вверх и вниз.

3.            Увеличение скорости движения по навеске.

4.            Уменьшение времени навески и ее снятия.

И другие, следующие из этих положений следствия.

Однако:

1.            Предельно допустимая длина навески при самостраховке 80 м.

2.            Вся группа должна быть обеспечена личным специальным снаряжением.

3.            До проведения похода необходимо проводить неоднократные специальные тренировки для контроля отработки, закрепления навыков правильного пользования специальным снаряжением.

4.            Проводимая напрямую через всю вертикаль навеска в большинстве случаев не обеспечивает обход воды и соответственно безопасность при увеличении потока.

5.            Сплошная прямая навеска через выступы и перегибы определяет невысокий уровень износоустойчивости.

6.            Зависание на самохватах во многих случаях является причиной переохлаждения и гибели людей на навеске под водой или без нее.
 

Трос-веревочная техника (ТВТ) 

Является некоторым усовершенствованием ВТ. Все отличия ВТ и ТВТ связаны только лишь с использованием вместо одной из двух веревок троса минимальным диаметром 3,8 мм, который совершенно не поддается повреждениям при трении о рельеф стен. Таким образом ТВТ оказывается более износоустойчива по сравнению с ВТ. И все отличия ТВТ от ВТ как в обеспечении безопасности, так и техники движения по линейным опорам имеют только лишь те или иные отличия, связанные с использованием троса вместо веревки.

К примеру: отсутствие СУ для троса обязывают производить спуск только по веревке, при этом самостраховочной опорой будет считаться трос. Подъем очень удобно и безопаснее производить по тросу - необходимы соответствующие самохваты, которые могут работать на тросу. Само страховочный же самохват при таких условиях должен работать как на тросу – при спуске; так и на веревке - при подъеме. Таким же условиям должен отвечать и самохват на запасном стремени. Конструктивное отличие самохватов для троса и веревки не столь велико, поэтому обычно весь комплект самохватов состоит из четырех универсальных, что позволяет, во-первых, производить их замену, во-вторых, совершенно произвольно комбинировать навески ВТ и ТВТ.

Навеска в ТВТ производится аналогично с ВТ с теми же правилами блокировки опор. Однако жесткость троса означает его плохие характеристики в отношении к динамическим нагрузкам. Поэтому тросовая линейная опора должна соединятся с точкой навески только с демпферным устройством. Это может быть специальное фрикционное устройство или чаще эту функцию выполняет конец основной веревки диаметром 9,5 мм, которым производится блокировка точек навески. Длина демпферной веревочной петли должна быть не менее 1,0 - 1,5 м. Только один конец троса заделывается в коуш или заплетается в пластину. Очень удобны для этого специальные навесочные клинья. Недопустимо завязывать трос петлей для навески или связывать короткие концы троса.

ТВТ во всех отношениях аналогична ВТ, рассмотренной ранее и поэтому не рассматривается отдельно. Повысив несколько износоустойчивость и удобство подъема по сравнению с ВТ, что является основным ее достоинством, ТВТ, сохранив присущие ВТ недостатки, благодаря тросу приобрела свои, специфические:

1.            Необходимость обязательной демпферной петли для навески троса.

2.            Обязательно разносить обе опоры и закреплять их с ним, чтобы не происходило их спутывание.

Однако повышение износоустойчивости ТВТ не решает принципиально проблему безопасности в пещерах. Ведь остается вторая, кроме троса опора – веревка и она подвергается истиранию, правда, когда по ней происходит только спуск – значительно меньше. Но рано или поздно она приходит в негодность. Исключив трение веревки о выступы и ребра, можно получить не истираемую навеску. Такой пример – техника SRT(СРТ), которая разбирается ниже.

Техника SRT

(Single rope technique) одноверевочная техника 

Переход от двух линейных дублирующих опор к единственной в SRT создает впечатление полного пренебрежения безопасности. Однако это обманчивое впечатление присущее специалистам двухопорных техник. К сожалению старый навык запаса безопасности двухопорных техник при освоении SRT провоцирует на нарушения, недопустимые в SRT. Это ведет к очень тяжелым последствиям. Но подобные аварии нужно отосить не к технике, а к участникам, которые не освоили ее и нарушают ее главные положения:

              вертикальная полость в процессе навески маршрута разбивается на элементарные участки, сообразуясь с рельефом и морфологией. Длина этих участков 10 – 20 м, в крайнем случае до 40 м. Это позволяет производить обход воды, острых ребер и перегибов. Каждая промежуточная точка навески – основная опора. Начало навески – два сблокированных шлямбурных крюка;

              навеска на маршруте производится таким образом, что исключает возможность повреждения веревки рельефом стен. Это достигается использованием подложек под узлы в точках навески, протекторов, оттяжек и отклонителей в необходимых местах по длине веревки;

              в технике SRT невозможны динамические нагрузки на веревку и опоры. Исключение – разрушение промежуточных опор. При правильной навеске нагрузка на выше расположенную точку опоры будет заведомо ниже допустимой;

              вероятность разрушения промежуточной опоры требует основного правила безопасности – наличия двух точек крепления в любом участке навески в любой момент. Нахождение на веревке на одной точке крепления к ней недопустимо;

              к применению в качестве опоры допускается основная веревка диаметром не менее 9,5 мм, не имеющая даже незначительных внешних и внутренних дефектов. Для каждой веревке ведется паспорт, в котором отмечается каждое ее использование и условия (грязь, вода, лед) и др., что может влиять на изменение ее прочности. Срок службы веревки не свыше 2-х лет. На складе каждая веревка должна храниться отдельно в собственном мешке вместе с паспортом. Использовать веревки с утерянным паспортом запрещается;

              В технике SRT запрещается использовать снаряжение, которое сильно деформирует веревку или может повредить ее (самохваты «Гиббс», рогатки, БСУ).

Выполнение этих принципов ведет к следующим техническим особенностям SRT:

              Навеска в вертикальной полости с разбивкой на элементарные навески производится одним концом веревки произвольной длины. При нехватке веревке до очередной промежуточной опоры к свободному концу ее подвязывается следующая. Таким образом, отпадает необходимость подбора веревок строго по глубине или порядку навески.

              Каждая промежуточная точка навески – основная опора, таким образом, на каждом элементарном участке может одновременно находиться один (не более) человек, т.е. при трех промежуточных точках навески мы имеем четыре элементарные навески и соответственно одновременно могут подниматься или спускаться четыре человека.

              Требования к безопасности запрещают использовать веревку навески для транспортировки груза. Поэтому весь груз группы транспортируется индивидуально каждым как вверх, так и вниз. Необходимость транспортировки груза «на себе» вынуждает использовать не скоростной, но весьма экономичный и удобный способ подъема «ДЭТ».

              Организация промежуточных точек навески, использование протекторов, оттяжек и др. занимает значительно большее время по сравнению с навеской ВТ и ТВТ.

Эффект применения SRT в сравнении с ВТ и ТВТ становится заметным с глубины более 500 м, особенно свыше 1000 м. Это техника больших глубин и высокой технической подготовки.

Возможная схема навески приводится ниже. Она не исчерпывает всего многообразия использования точечных опор. Также здесь отсутствуют часто применяемые на нерезких перегибах протектора, оттяжки. 

Рисунок отсутствует!!! 

Пояснения к рисунку: 1. Начало навески (а – основная опора, б - вспомогательная опора); на шлямбурных крючьях,под обоими узлами – подложки, которые предохраняют узлы от трения о стену 2. Промежуточная точка опоры на шлямбурном крюке с подложкой 3. Сращивание двух концов веревок. Самостраховочный конец с восьмеркой имеет длину - 1 м.; 4. Промежуточная точка опоры - сталагнат. Организуется навеска с помощью тросовой петли; 5. Навеска на шлямбурный крюк Spit с тросовой петлей. Веревка завязывается в петлю узлом брамшкотовый без использования карабина. Образующаяся петля используется для самостраховки при перестежки.

Для возможности перестежки при спуске, а также, чтобы самохваты при подъеме не повредили веревку навески, к каждой промежуточной точке опоры веревка встегивается в карабин ее узлом «восьмеркой» или «девяткой» с петлей провиса, которая называется «карем». Длина «карема» должна обеспечивать встегивание СУ при зависании на самостраховке при перестежке. Это обычная петля провиса 0,5 – 0,7 м ниже точки крепления веревки в карабине. Для того, чтобы исключить нахождение людей на навеске друг под другом, каждая последующая промежуточная точка перестежки располагается правее или левее предыдущей. При навеске в SRT нет нужды подбирать веревку по глубине вертикальной полости. Заканчивающаяся при навеске основная веревка подвязывается следующим концом произвольной длины, который также может наращиваться следующим. Схема связывания веревок приводится на рис. Таким образом, через серию промежуточных точек навески может осуществиться навеска неограниченной длины, если, конечно, особенности морфологии позволяют применение SRT.

Внимание! Наличие двух узлов связывания на одном участке навески недопустимо из-за снижения прочности навески. Помимо шлямбурных крючьев точками опоры могут служить выступы, сталагмиты, кавитиционные промоины и другие естественные опоры. Для организации точки навески на них служат тросовые и капроновые петли разной длины.

 

Техника передвижения в SRT

Подъем 

Вес снаряжения, транспортируемого при подъеме в сложных спелеопоходах, может достигать 40 кг и более на человека. Поэтому в SRT применяется способ подъема, называемый «ДЭТ», в котором при подъеме используется усилие обеих ног одновременно. Для создания точки опоры для ног ведущий самохват на веревке типа «жумар» имеет конец с петлей, в которую помещаются обе стопы – «педал». Когда самохват с «педалом» находится на веревке, при выпрямлении обеих ног происходит подъем тела относительно веревки. При этом другой, фиксирующий самохват («кроль» или «блокер») , встегнутый на этой же веревке, скользит вверх по ней и фиксируется в крайнем верхнем положении. Зависание на этом самохвате, встегнутом в карабин «Майн – Рапид» беседки (одна точка опоры), позволяет разгрузить ведущий - «жумар», который руками сдвигается вверх по веревке при активном сгибании ног в коленях и тазобедренных суставах. С выпрямлением согнутых ног начинается следующий «шаг» подъема. По принципу двухопорного положения SRT, ведущий самохват «жумар» самостраховочным концом основной веревки с петлей тоже встегивается в карабин «Майн-Рапид» обвязки. Карабин «Майн-Рапид», состегивающий комбинированную обвязку, является основной единственной точкой крепления и пристегивания всего специального снаряжения. Эффективность, т.е. скорость и легкость подъема зависит от правильно подобранной длины самостраховочного конца к самохвату «жумар» и «педала». Это удобно сделать на подвешенной одним концом веревке, длиной до 2,0 м.

              длина «педала» должна быть такой, чтобы при выпрямлении обеих ног расстояние между рабочими частями самохватов «жумар» и «кроль» было в пределах 2 – 5 см;

              длина самостраховочного конца от самохвата «жумар» (ведущего) должна обеспечивать доставание его (без напряжения рук) при свободном зависании на нем.

Примечание: Возможно и удобно комбинирование самостраховочного конца с «педалом». При этом самостраховочный конец из карабина «Майн-Рапид» беседки на необходимом расстоянии крепится стременнм на карабине самохвата «жумар», а из свободного конца его делается «педал» с регулируемой петлей для ног.

 

Техника подъема по навеске SRT 

Прохождение промежуточной точки навески в SRT при подъеме 

Необходимое снаряжение: - комбинированная обвязка с карабином «Майн – Рапид»

              самохват «кроль» в карабине «Майн-Рапид»

              самохват «жумар» с самостраховочным концом и «педалом»

              самостраховочный конец с карабином, длиной - 0,6 м от карабина.

1.            Ведущий самохват «жумар» при подъеме к промежуточной опоре не должен находиться ближе 1 – 2 см до узла петли навески за карабин.

2.            В карабин навески встегивается самостраховочный конец с карабином.

3.            При опоре ногами на «педал» или стену, выстегивается самохват «кроль» с нижней навески и перестегивается на веревку выше точки навески с выбором слабины веревки.

4.            Выстегивается самохват «жумар» с нижней навески и встегивается на веревку выше точки навески, выше самохвата «кроль».

5.            Выстегивается самостраховочный конец с карабином.

Примечание: порядок перестежки самохватов не имеет принципиального значения.

Или, но коротко:

Прохождение промежуточной точки опоры на навески при подъеме, осуществляется попеременным перестегиванием самохватов через точку промежуточной навески с самостраховкой за нее карабином. (Правило сохранения двух опор.).

 

 

Переход через узел, связывающий две веревки, при подъеме 

Как изображено на рис., из конца веревки делается самостраховочная петля, длина которой около 1,0 м, которая соответственно находится ниже узла сращивания, выполненного «грепвайном».

Действия и порядок аналогичны как при переходе промежуточной опоры.

 

Транспортировка груза 

Также как и при подъеме, при спуске груз транспортируется на себе. Транспортировочные мешки со снаряжением состегиваются друг за другом «колбасой». К горловине верхнего карабином пристегивается петля трансрепа, петля другого конца трансрепа карабином встегивается в нижнюю половину карабина «Майн-Рапид» обвязки; длина трансрепа должна быть 1,2 – 1,3 м - такой, чтобы при подъеме верхний транспортировочный мешок не мешал работе ног в «педале».

 

Спуск по навеске SRT 

Для спуска в SRT используются только мягкие СУ (спусковые устройства), имеющие большой радиус изгиба веревки, изгибающие ее только в одной плоскости во избежание ее скручивания и спутывания, т.е. типа каталки или решетки. Второй точкой крепления к веревке является самохват «жумар» на самостраховочном конце, встегнутый в карабин «Майн-Рапид» беседки. Длина самостраховочного конца должна обеспечить манипуляции самохватом при полном зависании на нем.

СУ карабином встегивается в «Майн-Рапид» беседки справа или слева от самохвата «кроль» и самостраховочного конца. Самохват «кроль» непосредственно в спуске не используется. При спуске свободный конец веревки протравливается рукой в рукавице, фиксированной у бедра. Сила натяжения веревки трением регулирует скорость спуска. Спуск должен производиться плавно, без рывков и проскальзываний. Скорость спуска по навеске не должна превышать 0,25 м\с. Другая рука (для правшей – левая), сжимая указательным пальцем кулачок, ведет самохват «жумар», встегнутый в веревку выше СУ. Для существенного повышения прочности самохвата «жумар» при спуске, в него простегивается карабин (см. рис. ). При использовании СУ с эксцентриком, которое блокирует спуск при отпускании рук, наличие самостраховочного самохвата на веревке необязательно. 

 

Переход через промежуточную точку опоры в SRT на спуске 

1.            Остановить спуск и зафиксироваться на СУ, когда карабин «Майн-Рапид» окажется на одном уровне с карабином навески промежуточной точки.

2.            Встегнуть в карабин промежуточной точки навески самостраховочный конец из “Майн-Рапида” беседки с карабином. Длина самостраховочного конца при спуске (вместе с карабином) должна быть – 0,3 м.

3.            Вытравить свободный конец веревки через СУ и самохвата «жумар» до зависания на самостраховке карабином на промежуточной опоре.

4.            Выстегнуть СУ из «карема» и заправить в него веревку ниже точки опоры без слабины, на расстоянии – 10 см от узла. Зафиксировать СУ на веревке.

5.            Выстегнуть самостраховочный самохват «жумар» с веревки и встегнуть под узлом навески выше СУ.

6.            Встать в петлю «педала» и выстегнуть самостраховочный конец из карабина промежуточной опоры.

7.            Разблокировать СУ и продолжить спуск до следующей точки опоры, контролируя самостраховочный самохват «жумар».

 

Прохождение связывающего узла на навеске SRT (см. рис. ) 

1.            Остановить спуск на СУ над узлом.

2.            Встегнуть самостраховочный конец с карабином от обвязки (0,3 м) в страховочную петлю.

3.            Встать в петлю «педала», выстегнуть СУ и заправить в него веревку ниже узла, оставив место для самостраховочного самохвата «жумар». Зафиксировать СУ на веревке.

4.            Сесть на СУ.

5.            Перестегнуть самостраховочный самохват «жумар» ниже узла.

6.            Выстегнуть из страховочной петли самостраховку с карабином.

7.            Разблокировать СУ и продолжить спуск с самостраховкой самохватом «жумар».

 

Некоторые нестандартные ситуации и перестежки 

Зависание на самостраховочном самохвате при спуске на СУ 

Весьма распространенный случай, особенно в самом начале обучения технике SRT.

1.            Зафиксироваться на СУ.

2.             Выжимаясь на «педале», встегнуть свободную петлю веревки навески между самохватом «жумар» и СУ в беседочный самохват «кроль».

3.            Сесть на беседочный самохват «кроль», полностью выжавшись в петле «педала».

4.            Продернуть через СУ образовавшуюся слабину веревки и снова зафиксировать СУ.

5.             Повторно загружая петлю «педала», разгрузить беседочный самохват «кроль» и выстегнуть его с веревки.

6.            Продолжить спуск с самостраховкой самохватом «жумар».

 

Перестежка «спуск – подъем» 

1.            Зафиксироваться на СУ.

2.            Самостраховочный самохват подать вверх по веревке.

3               Выжимаясь в петле «педала», встегнуть свободную петлю веревки навески над СУ в самохват «кроль».

4               Разблокировать и выстегнуть из веревки СУ

5               Начать подъем.

 

Перестежка «подъем – спуск» 

1.            Выжаться в петле «педала» (самохваты находятся в сближенном положении).

2.            Встегнуть СУ ниже самохвата «кроль» , вплотную к нему. Зафиксировать его на веревке.

3.            Используя петлю «педала», разгрузить самохват «кроль» беседки и выстегнуть его с веревки.

4.            Начать спуск.

 

Список личного специального снаряжения в SRT 

1.            Обвязка комбинированная.

2.            Карабин «Майн-Рапид» беседочный.

3.            Самохват «жумар».

4.            Самохват «кроль».

5.            Самохват «блокер».

6.            Самостраховочный конец (к самохвату «жумар»).

7.            «Педал» или совмещенный самостраховочный конец с «педалом».

8.            Карабины с муфтой (4 – 5 штук).

9.            Самостраховочный конец 0,3 м.

10.        Самостраховочный конец 0,6 м

11.        СУ.

12.        Трансреп.

Схема его расположения приводится ниже.
 

Краткая техническая характеристика и особенности использования общественного и личного специального снаряжения 

Специальное групповое снаряжение 

Лестница тросовая – стандартная длина 7,10, 15, 20 м. При необходимости эти секции могут состегиваться карабинами. Минимальный диаметр каждого троса – 2,5 мм. Трос с натуральной основой или оцинкованный. Ширина лестницы, обычно, не более 22 см. Расстояние между ступеньками стандартное – 33, реже 25 см. ступеньками могут служить трубки дюралевых лыжных палок.

Веревка основная - плетеные веревки диаметром не менее 9,5 мм выдерживают статическую нагрузку 1250 + 50 кг, что обеспечивает необходимый запас прочности при работе веревки в неблагоприятных условиях: обледенении, грязи, в воде.

Карабины - существует множество модификаций, различающихся весом, материалом, формой, с муфтой и без нее. Карабины без муфты использовать в страховочной или самостраховочной цели запрещается.

Помните: статическая предельно допустимая прочность используемых карабинов должна быть не менее 1000 кг. Однако указанную величину они выдерживают только при приложении нагрузки вдоль длиной оси карабина. Запрещается использовать стандартный карабин в точке возможного приложения более двух векторов сил.

Крючья скальные:

клинья - не имеют широкого применения в практике спелеотуризма из-за отсутствия подходящих трещин в рельефе и невысокой несущей способности (скальный крюк – вспомогательная опора). Предпочтительнее использовать горизонтальные крючья, выдерживающие большую нагрузку.

Шлямбурные крючья - основной вид точечных основных опор, используемый в спелеотуризме. Диаметр 10 –12 мм, длина втулки не менее 30 мм. Запрещается использовать крючья, забитые в натечную кору. В настоящее время существует множество модификаций крепления за него линейных опор посредством клемм, тросовых петель, шайб, роликов как с карабином, так и без него.

«Стопперы» - начали применяться не так давно. Сейчас имеют значительно большее использование, «чексы» и другие скальные крючья. Они могут использоваться и как основные опоры при навеске, и как закладные но в варианте блокирования 2-х или даже 3-х штук, во избежании случайного устройства вылетания закладного устройства из щели без нагрузки.

Тросовые петли - служат для создания точки встегивания карабина в навеске на объемных опорах в технике SRT. Диаметр используемого троса не менее 5,0 мм. Это может быть сплошная петля произвольной длины 0,5 – 1,0 м или одинарный трос с двумя коушами длиной от 1 до 3,0 м.

Трос стальной - в качестве основной опоры используется в ТВТ. Минимальный диаметр 3,8 м с натуральной основой или оцинкованный. Один конец для навески, конец должен быть заплетен в коуш, заделывается в специальную пластину или вставляется в клин. Недопустимо сращивание тросов или завязывание петель для навески.

Транспортировочные мешки – основная емкость для транспортировки грузов в пещере. Делается из прочного, устойчивого к истиранию материала. Размеры: длина 110 –120 см, диаметр 23 – 25 см. Имеются лямки для переноске на плече, петли для состегивания карабинами на дне и горловине. 

Специальное личное снаряжение 

Каска защитная - относится к средствам обеспечения безопасности. Основные требования: выдерживать удар силой 25 – 28 кг\м, расстояние от головы до дна каски не менее 2,5 см, подбородочный ремень должен выдерживать до 70 кг. Этим требованиям соответствуют строительные, шахтерские, мотоциклетные каски. Ни в коем случае хоккейные. На каске необходимо гнездо для крепления светильника. Нахождение в пещере без каски запрещается.

Источник света - по правилам техники безопасности необходимы два независимых источника освещения. При работе на навеске или в пещерах, где имеются участки скалолазания, основной источник обязательно должен находиться на каске. Второй (запасной) источник света должен быть электрическим и находится в таком положении, которое обеспечит его немедленное включение при неисправности основного.

 

Снаряжение для ВТ и ТВТ 

Верхняя (грудная) обвязка - имеет вид сшитого концами кольца. Выпускается соответственных размеров. Предусматривается, что ее концы связываются основной веревкой. Опасно состегивать концы карабином, в который встегивается страховочная петля. С успехом может применяться абалаковский пояс.

Нижняя обвязка - служит для разгрузки грудной обвязки (беседки) при:

1.     повреждения ребер при срывах;

2.     при длительных зависаниях, а также для удобства спуска по веревке с помощью СУ.

Блокировочный конец – служит для блокировки верхней и нижней обвязки. Обычно используется репшнур, диаметром 6 мм.

Самостраховочный конец из основной веревки с самохватом типа «Гиббс» на одном конце. Стандартная длина его 0,4 – 0,5 м. Обычно используют регулируемый самостраховочный конец из комбинации основной веревки, длиной до 1,5 м и двойного репшнура со схватывающим. Петля на конце и схватувающий встегиваются в верхнюю обвязку, включая обязательно блокировку.

Самохваты со стременами служат для подъема по линейным опорам. Назначение стремян – передача усилий работы ног на самохваты. В любом случае (рука-рука, стопа-колено) самохваты должны находится на разных уровнях, чтобы обеспечить равноценную работу обеих ног. Стремя самохвата «стопа» должно быть максимально короткое. Самохват «колено» либо крепится на уровне колена ремнем, либо имеет резиновый амортизатор, который подтягивает его вверх при сгибе ноги. Само стремя представляет из себя петлю прочной ткани или стальную скобу с ремнем, в которую входит обувь на уровне подъема. Чтобы нога не вылетала из стремени можно использовать резиновую тесьму или завязку, поэтому их можно быстро снять и одеть – основное их достоинство. Кольцо для стопы и самохват соединяются капроновым шнуром, лентой или тросом. Самохват или прочно зашивается в петлю, или для него делается специальное приспособление, благодаря чему можно быстро сменить самохват. Ввиду присутствия большого количества соединений разной прочности, а также весьма «оригинальной» фиксации стремени на ноге, стремена не являются средством страховки. Во время спуска и передвижения от навески к навеске стремена убираются в сумку.

Запасное стремя с самохватом «Гиббс» является необходимым практически при всех перестежках через узлы, тем более в случае отказа любого из самохватов.делается только из основной веревки,длиной в полный ростпо типу стремени «рука-рука». В этом варианте заменяется любой из самохватов. Вторая самостраховка получается при завязывания узла.

Ограничитель отбрасывания необходим при использовании варианта «спопа-колено», во избежании опрокидывания при подъеме. Закрепляется на грудной обвязке, которая должна находится как можно выше. Задача ограничителя – достичь минимального опрокидывания, что облегчает подъем. При использование ВТ можно в качестве ограничителя использовать карабин, встегнутый в верхнюю обвязку. Тросом карабин приводится в негодность.

Карабины - см. «Специальное групповое снаряжение».

Не использовать карабины без муфт в страховочной и самостраховочной целях.

СУ (спусковые устройства) – все СУ работают на использовании силы трения основной опоры о неподвижные части СУ. Существует множество СУ для веревок. Для троса СУ практически не разработаны.

Некоторые СУ для веревки в ВТ и ТВТ.

Рогатка - трение создается за счет огибания веревкой корпуса, которая простегивается в крепящийся карабин (минимальное трение) или вокруг корпуса с большим углом перегиба (большое трение). Выступы на корпусе служат для фиксирования на веревке при коротких и длительных остановках.

БСУ (безопасное СУ) - по типу прохождения веревки – аналогично рогатке. Конструктивное отличие – клинообразный паз, в котором клинится свободный конец веревки при отпускании его из рук или вниз.

Крупнейшим недостатком рогатки и БСУ является изгибание веревки в двух плоскостях, в результате чего она интенсивно скручивается и путается, особенно в трос-веревочной навеске. Кроме того, они интенсивно деформируют веревки из-за малых радиусов изгиба при больших углах (свыше 600о) перегиба.

Каталка, решетка - см. «Личное специальное снаряжение для SRT».

 

Личное специальное снаряжение для SRT 

Обвязка - по сравнению с личной обвязкой (беседкой) в ВТ и ТВТ имеет существенные комбинированная отличия:

1.            Прочность в соответствии с требованиями к основному снаряжению.

2.            Исключена возможность переворачивания на навеске.

3.            Предусмотрена специальная оттяжка или приспособление для самохвата «кроль».

4.            Регулируется по размерам и фигуре.

Материал, из которого она изготавливается – капроновая лента шириной не менее 40 мм. Состегивается беседка специальным карабином «Майн-Рапид» или связывается основной веревкой. Использование карабинов для этих целей – запрещается.

Карабин «Майн-Рапид» служит для состегивания беседки и крепления к ней всего специального снаряжения:

       самостраховочных концов;

       СУ;

       Самохватов и другого.

Работает этот карабин в точке приложения не менее 3-х векторов сил. Существуют две модификации по форме: треугольник и дуга. Соединение разъема резьбовой муфтой. Минимальный диаметр прутка, из которого изготовлен карабин – 7 мм (диаметр резьбы больше диаметра прутка).

Самохваты ФПУ - В SRT используются три вида фрикционных подъемных самохватов: «жумар», «кроль», «блокер».

Конструктивно они ничем не отличаются кроме формы корпуса. Максимальная  устройства) статическая нагрузка до 400 кг.

Назначение: «жумар» – ведущий самохват при подъеме. Может использоваться как самостраховочный при спуске. Выпускается в двух модификациях: правый и левый.

 «Кроль» имеет разворот корпуса для встегивания в беседочный «Майн-Рапид». За верхнее отверстие крепится его оттяжка, чтобы он находился всегда в рабочем вертикальном положении

«Блокер» вспомогательный самохват для движения по горизонтальным и наклонным перилам, для спас работ и др. Может использоваться как самохват «кроль», имея короткую промежуточную петлю, которая позволит его встегнуть в беседочные «Майн-Рапид».

 «Шант» может использоваться для самостраховке при спуске вместо «жумара». С самостраховочным концом соединяется только карабином.

СУ для SRT используются двух типов: «решетка» и «каталка» или «бобина Пецля».

Решетка - представляет 4 – 5 дюралевых цилиндра, нанизанных на U – образный стальной пруток, диаметром не менее 6 мм. Пропил с одной стороны каждого второго цилиндра по толщине прутка позволяет свободно встегивать ненагруженную веревку «змейкой». Выстегнуть решетку при нагрузке на оба конца веревки невозможно. Возможность свободно двигаться цилиндров по длине прутков позволяет, изменяя положение веревки относительно СУ, изменять трение в больших пределах. При подъеме свободного конца веревки вверх происходит заклинивание веревки и полная остановка. Фиксирование решетки осуществляется двумя способами, второй является продолжением первого и обеспечивает полную надежность при любых активных действиях. Рис . Встегивается в беседочный «Майн-Рапид» карабином с муфтой.

Каталка или  «бобина Пецла» - в отличие от решетки сила трения регулируется посредством сжатия свободного конца веревки или встегиванием дополнительного карабина. Имеет больший, чем решетка радиус изгиба веревки, а полукруглый паз роликов еще «нежнее» работает с веревкой. Способы фиксирования см рис. . Каталка с эксцентриком в отличие от обычной имеет рычаг, положением которого регулируется зазор между роликами. При отпускании рычага, веревка заклинивается. При подъеме СУ выстегивается из «Майн-Рапида» и убирается, чтобы не мешать.

Самостраховочный конец из основной веревки, длиной 0,6 м, ничем не отличается от более короткого, предназначен для перестежек при подъеме.

«Педал» - делается также из основной веревки. Служит связующим звеном между ведущим самохватом «жумар» и ногами при подъеме. Также необходим при всех возможных перестежках. Длина его должна регулироваться. Размер петли для ног – дело вкуса.

 

Copyright (c) 2007 LAZAREV Nikolai V.2
Сайт существует с ноября 2004 года
Копирование материалов с сайта возможно только с разрешения администратора.