ФОБОС: погода в г. УфаЭкстремальный портал VVV.RU


ЛИТЕРАТУРА

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по проведению транспортировки пострадавшего
 с помощью подручных средств

 

 

I.Общие вопросы.

При несчастном случае на туристском маршруте, в первую оче­редь пострадавший переносится в безопасное место и ему оказывается первая медицинская помощь. Прежде чем приступить к транспортировке пострадавшего, необходимо реально оценить силы группы, учитывая, что участники морально травмированы случившимся ЧП и при транспортировочных работах могу! создать аварийную ситуацию.

Если транспортировка силами группы невозможна, то постра­давшему создают максимум комфорта, не менее двух человек отправля­ются в ближайший населённый пункт для вызова КСО.

Их необходимо снабдить письмом, в котором указываются: точное место нахождения пострадавшего, его травмы, и какая помощь уже оказана, данные о группе, её состоянии, количество спец. снаряже­ния в группе, возможные пути транспортировки и места для посадки вертолёта.

Если принято решение транспортировать пострадавшего своими силами, то прежде всего составляется тактический план транспортировочных работ, в котором должны быть отражены следующие вопросы:

1.Маршрут транспортировки - наиболее безопасный, обходящий все потен­циально опасные места и требующий минимального применения стра­ховки или организации вспомогательных станций. А более короткий, хотя и более сложный путь предпочтителен при квалифицированном составе спасателей.

2.Распределение участников группы по обязанностям с указанием кон­кретных работ каждому участник/ на каждом этапе.                                                                  

3.Подробный план преодоления сложных участков транспортировки, если таковые встречаются, с учётом имеющегося в группе снаряжения.

4.Схема сигнализации между транспортирующими и группой, которая
обрабатывает участки транспортировки.

При транспортировке в зимних условиях необходимо предусматривать пункты обогрева пострадавшего по пути транспортировки.
 Большое значение при спасательных работах имеет способ транспортировки пострадавшего. Наиболее известные способы: на рюкзаке ; продетыми в
его лямки палками; в рюкзаке с распоротыми боковыми швами; на разделённой пополам бухте верёвки. Можно изготовить различные носилки-волокуши из веток деревьев, кустарника, полиэтиленовой плёнки /зимой/ и т. п., а также связать носилки из шестов, лыж, лыжных палок, ледорубов.
Способ вязки носилок определяется в зависимости от травмы пострадавшего. При травмах позвоночника или таза, необходимы жёсткие носилки, пострадавший крепится к ним с максимальной жёсткостью, обеспечивающей ему полную неподвижность.

Конструкция носилок может быть самая разнообразная, но должно соблюдаться основное требование к ним - прочность, надёжность и удоб­ное положение в них пострадавшего. Носилки должны изготавливаться минимумом снаряжения и не ослабевать при длительной транспортировке пострадавшего по различному рельефу.

В некоторых случаях при проведении транспортировочных работ требуется спустить пострадавшего по скальному рельефу или поднять наверх. Для этого применяются различные способы. Как для организации станции подъёма, так и для станции спуска необходимо подготовить локальные петли.

Для крепления локальных петель рекомендуется использовать естественные точки рельефа - деревья, крупные глыбы, уступы. Перед тем, как приступить к организации локальных петель необходимо тщательно про­верить надёжность точек крепления. Если они ненадёжные или отсутству­ют совсем, то локальную петлю крепят на нескольких сблокированных крючьях /не менее 3-х/.Локальная петля должна быть как можно короче и все её ветви равномерно находиться под нагрузкой (Рис. I)

Оставшиеся от локальной петли конец верёвки можно использовать для организации перил и самостраховки, а в том случае, если грузовых не хватает для организации полиспастной системы, то его можно и поль­зовать и для вытяжки.

По высоте локальные петли необходимо стараться закрепить так, чтобы можно было длительное время работать, не ощущая неудобств от неестественных позы, т.е. повыше пояса.

2. Подъём полиспастом.

Подъём пострадавшего подручными средствами осуществляется с помощью полиспаста, сооружаемого из репшнуров и карабинов (Рис. 2)

Если в группе имеются блоки, то их применение разрешается только при условии, что они прошли испытания.

Для уменьшения трения рекомендуется у нижнего схватывающего узла и .пользовать два карабина.

Верхний схватывающий узел (удерживающий) желательно делать карабинный (Бахмана) и как можно короче.

Для нижнего схватывающего узла рекомендуется иметь заранее подготовленные петли.

Между схватывающим узлом и карабином делается минимальное расстояние.

Репшнур на схватывающих узлах применять только сдвоенный.

 

Двойной полиспаст (Рис. 3) требует нескольких меньших уси­лий для подъёма, но значительно увеличивает время подъёма пострадавшего и усложняет систему.

Преимущество его перед одинарным невелико.

Двойной полиспаст рекомендуется применять в самых крайних случаях, когда в группе минимум людей и пострадавший не очень нужда­ется в быстрой транспортировке.

Когда пострадавший транспортируется с сопровождающим, то полиспаст организуется из двойной основной веревки. Концы верёвок обязательно закрепляются в основной точке крепления.

Страховочная верёвка закрепляется автономно от локальной петли и внизу идёт сначала к пострадавшему, затем к сопровождающему.

Страховочная верёвка должна быть закреплена с помощью кара­бина в узле, блокирующем две грузовые верёвки чуть выше пострадавшего.

 

3. Спуск пострадавшего.

Если спуск пострадавшего осуществляется по двойной веревке, то применяют одинарный карабинный тормоз.(Рис,4а)

Тормоз крепится к локальной петле. При организации карабинного  тормоза нужно строго следить, чтобы замок поперечного караби­на находился сзади вертикального, ибо, если петля верёвки идёт через замок карабина - срыв неминуем!

При спуске пострадавшего на одинарной верёвке, необходимо соорудить двойной карабинный тормоз. (Рис.46)

Для этого посредством карабина встёгивается к первому одинарному тормозу второй.

При использовании тормозных систем во избежании чрезмерного нагрева веревки следует спускать пострадавшего плавно и без рывков, медленным и равномерным выпусканием верёвок Свободные концы транспортировочных верёвок должны быть закреплены в месте крепления карабинного тормоза. Работать с тормозом - только в рукавицах!

При переходе сопровождающего с площадки на отвес ему необхо­димо обеспечить помощь и под страховку, т.к. этот переход является наиболее сложным участком транспортировки.

Поперечный карабин можно заменить древками молотков, но при этом они должны быть под страхованы от самопроизвольного выпадения в случае ослабления транспортировочных верёвок. ( Рис.4в)

Тормозные системы сооружаются также с  помощью тормозной восьмёрки. (Рис.4г)

Прежде чем начать спуск пострадавшего необходимо приготовить аварийную систему, которая представляет из себя полиспаст, с двумя схватывающими узлами. Она должна быть проверена, т.е. установлена на несущую верёвку и после этого снята и находиться рядом на площадке.

Аварийная система вяжется из любого свободного конца основной верёвки - или из оставшегося от вязки локальной петли или из отдельного свободного конца 4-5 метров (Рис.5).

Назначение аварийной системы состоит в том, что в случае необходимости с её помощью можно остановить движение вниз, закрепить тран­спортирующие верёвки ниже карабинного тормоза и поднять спускаемого вверх, если они спустились мимо площадки.

Аварийная система может быть использована для снятия нагрузки с карабинного тормоза при наращивании верёвок или при перехлёсте верёвок в карабинах, а также во всех других случаях.

 

4. Наращивание верёвок.

Если спускающиеся после прохождения одной длины верёвки не достигли площадки, верёвку наращивают.

При достаточном количестве верёвок, спуск по двойной верёвке с одной точки может быть осуществлён на глубину до 100 м., а на одинарной не более 40-50 м.

Наращивание верёвок можно выполнять несколькими способами.

"Классический" способ наращивания верёвок - с помощью косичек из репшнура. Но применять его не рекомендуется, из-за большой трудо­ёмкости и длительности проведения.

Способ наращивания верёвок, получивший широкое применение, заключается в следующем:

Две одинаковые тормозные системы закреплены на локальной петле "гирляндой" карабинов или помощью основной веревки (не менее 3-х петель) на расстоянии примерно 0,8-1 м.

Грузовые верёвки заранее связываются, вставляются в карабинные тормоза, причём место сращивания должно находится между тормозами.

Как только первая верёвка закончится, на несущую верёвку накла­дывается аварийная полиспастная система, с помощью которой разгружа­ется нижний карабинный тормоз.

При этом использование фиксирующего узла полиспастной системы не обязательно.

К этому моменту спасатель, работающий на тормозе должен держать верёвки, входящие в верхний тормоз.

Нижний тормоз разбирается, нагрузка переходит на верхние тор­моз, аварийная система разбирается спуск продолжается.

Можно провести наращивание подобным способом - без применения аварийной системы.

Для этого нижний тормоз готовится с помощью древка молотка.

В этом случае после того, как первая верёвка закончилась, и нагрузился верхний тормоз, древко молотка выдёргивается из нижнего тормоза и нагрузка сразу же переходит на верхние.

В случае, когда карабинные тормоза невозможно разместить "гирляндой", то их навешивают в одной петле рядом. Несущие верёвки пропускаются через них, причём узлы, соединяю­щие их, должны быть между карабинными тормозами.

При переносе нагрузки с одной тормозной системы на другую, применяется аварийная полиспастная система (использование фиксирую­щего узла не обязательно).

Помните!

При проведении транспортировочных или спас­ательных работ нельзя допускать неоправданную торопливость, и в сомнительных случаях лучше задержаться, пока не будет найден более удобный| и безопасный путь.

Очень важно своим поведением и действиями создать у пострадавшего уверенность в быстром и благополучном окончании спас работ. Сле­дует проявлять повышенную чуткость и внимание к пострадавшему и ни в коем случае не обсуждать при нём трудности предстоящего пути или тяжесть полученных им травм.

Не рекомендуется при транспортировке укрывать пострадавшего с головой.

 

 

Copyright (c) 2007 LAZAREV Nikolai V.2
Сайт существует с ноября 2004 года
Копирование материалов с сайта возможно только с разрешения администратора.