ФОБОС: погода в г. УфаЭкстремальный портал VVV.RU


ЛИТЕРАТУРА

Спелеология. Особенности пребывания под землёй: реальность и мистика.

 Введение

 Поведение человека в экстремальной, непривычной ситуации может быть темой одной большой научной диссертации и само по себе является очень заманчивой темой для исследования. А тем более мотивы человека вновь и вновь возвращаться в места неуютные, лишенные комфорта и спокойствия,  опасные для здоровья и жизни.

Среди современных ресурсов по психологии личности в экстремальной ситуации практически  нет работ, освещающих такую немаловажную «сферу» экстремальных, опасных образов жизни (не могу согласиться, что это чистый спорт), как спелеология. Существуют лишь художественные произведения и отчеты, из которых можно узнать, какие ощущения возникают у разных людей под землёй. А о том, с чем это связано и какие принимать меры – рядовому человеку порой остается только догадываться.

Факторы, влияющие на человеческий организм  под землёй, описаны в любом учебнике, справочнике, учебном материале по спелеологии, однако специальных исследований в этой узкой области проводилось довольно немного.

Также нет определённых тем о мотивации таких подземных путешествий, о том, что тянет людей под землю. Это понятно – сколько людей – столько и мнений, но можно попробовать это множество классифицировать.

Своей работой я предпринимаю попытку на основе литературы и собственного опыта объединить и углубиться в вышесказанное.

 Идея

Помимо естественных физических влияний холода  и сырости, непроглядной тьмы, беззвучия и толщи камня над головой и их совокупностей, есть ещё и психологический фактор, который всё же является главным под землёй.

Здесь играет роль не только физическая подготовка, но и предрасположенность личности к неожиданностям и сложностям, коих в пещерах благодать: и колодцы, и глиняные скаты, и острозубые узкие шкуродеры, и необъятные залы, где теряется луч фонаря, и свежие обвалы, и сифоны…Любого посетителя подземного мира, будь-то новичок или профессионал, захватывает величие и глубина пропастей и своеобразный красот, но чувство эйфории, восторга, страха, угнетения, паники могут привести к неожиданным последствиям и несчастным случаям. Особенно это касается технически сложных пещер, с обводненными частями и требующими применения скалолазания и веревочной техники. Здесь нелепая ошибка, вызванная неявными состояниями психики, может стать угрозой жизни спелеолога.  «Предупрежден, значит, вооружен», поэтому, моё мнение, каждому, отправляющемуся в подземное путешествие нужно знать о возможных проявлениях человеческого организма, даже скорее разума, чем тела, чтобы предвидеть и предвосхитить несчастный случай.

 Факторы подземелий.

 «В психиатрии существует удачное понятие: пограничные состояния. Именно о таких предельных, переходных состояниях Бытия и человека мы хотим вести речь…Мы будем говорить о явлениях, которые не исчерпываются видимостью и не могут быть полностью объяснены в терминах "здравого рассудка"»3

Особенности пещер, влияющие на психологическое состояние человека, можно определить следующим образом. «Это три абсолюта, способные вмиг свести с ума или возродить к новой жизни, а может, просто ускоряющие мыслительный и духовный процесс. Абсолютная тишина, абсолютная темнота и абсолютная изоляция представляются в подземельях столь ощутимо, что абстрагироваться от них невозможно»4 

Специально  исследованиями воздействия подземелий занималась спелеонавтика. Рекорды ставились французскими учеными-спелеологами, в 1961г. впервые добровольное одиночное заключение в карстовой полости было совершено М.Сифром в течение более 2 месяцев (однако другие источники утверждают, что Сифр не был первым и единственным в этой области), затем эстафету приняли женщины – в 1964г., а спустя 11 лет М.Сифр покорил свой же рекорд – провёл 205 дней в одиночной изоляции в пещере Миднайт в Техасе.

Этот эксперимент помог ученым выяснить  факторы, влияющие на спелеолога под землёй.

 Итак, ТЕМНОТА.

«Подземная тьма  а б с о л ю т н а : для любого, оказавшегося под землёй, при всех, даже самых фантастических раскладах, возможен лишь один источник света: тот, что принесён с собой с поверхности. Известно также, что почти всю информацию о внешнем мире мы получаем с помощью органов зрения; внезапно ослепший человек становится АБСОЛЮТНО БЕСПОМОЩНЫМ. Это важнейший факт, действующий как на психологию пребывающего под землёй, так и на более подсознательном уровне: в эниологическом (наука о процессах энергоинформационного обмена в Мироздании)  аспекте. ТЬМА, отсутствие света – как и отсутствие информации о внешнем мире – не просто отождествляются с силами зла, с энтропией; это её конкретное проявление. Даже если не принимать во внимание очевидное значение запасного источника света с точки зрения безопасности, каждый спускающийся в пещеру вступает в личное, индивидуальное противостояние с естественными силами энтропии, хаоса,– оказываясь при этом на острие столкновения. Что, конечно, не может не влиять на всё пребывание человека под землёй.»6

С другой стороны Пещерный Мрак может характеризовать известное выражение «Конец Света». Огонь, свет – это тот недостающий элемент, без которого Пещера, как обитель других трех стихий была бы просто необитаема.

Другая крайность – ТИШИНА.

«Отсутствие ВНЕШНИХ ЗВУКОВ – столь привычного нам на поверхности акустического фона – действует на человека как на физиологическом, так и на эниологическом ( подобно темноте ) уровне. Но если эниологическое влияние тотальной тишины сходно с аналогичным влиянием темноты, то в области физиологии имеются существенные различия. Во-первых, подземная тишина  з р и м о  не влияет на безопасность находящегося под землёй,– и глухой, имея должный свет, в состоянии выбраться из пещеры. Во-вторых, отсутствие привычного дальнего акустического фона влечёт за собой гипертрофированное увеличение чувствительности ко всем внутренним шумам организма: току крови в сосудах, сокращению мышц и т. д. В-третьих, преувеличенное значение для человека приобретают ближние, пиковые шумы от источников звука, находящихся в пределах прямой видимости. В одних случаях это влечёт за собой увеличение акустической чувствительности слуха и даже его восстановление в случае предыдущей потери; в других – частичную или полную глухоту. Тщательные исследования на эту тему не проводились — хотя миллионы людей страдают от ряда слуховых расстройств, которые можно вылечить под землёй. В отдельных случаях было замечено, что недостаток акустической информации компенсируется иными её источниками – в частности, эниологического рода: то есть человек начинал слышать звуки, которые “распознать” на обычном физическом уровне явно не мог. Как и многие другие интересные темы, эта практически не исследовалась».6

Однако не столь тишина влияет на спелеолога, как «пещерные» звуки: мерная капель, журчание ручья, шум подземной реки или водопада, грохот камнепадов…

У М.Чванова в книге «Лестница в небо» описывается состояние штурмовой команды, попавшей в одной из уральских пещер в крупный паводок. Они оказывались отрезанными от поверхности на протяжении нескольких суток. В это время некоторых членов группы начинают захватывать слуховые галлюцинации – сквозь рев бурлящей воды им слышался чей-то разговор, плач…Такие «неполадки» могут вызвать у человека не только страх, но и помутнение рассудка. Стук собственного сердца, пульсация крови, тоже могут вызвать приступ страха, особенно при продолжительном влиянии.

 «Третий важный фактор, действующий на человека в пещере – практически полная ИЗОЛЯЦИЯ от воздействий внешнего, наземного мира. Даже двадцатиметровый слой известняка надёжно изолирует почти от всех видов электромагнитных полей и излучений (об акустической изоляции уже было сказано); единственные исключения – гравитационное и магнитное поля Земли, да потоки нейтрино. Что не менее важно – “подземля” известняковой своей оболочкой надёжно защищает находящегося в ней человека от поверхностного эниологического фона, продуцируемого мегаполисами. Находясь в пластах известняка, отпечатках матриц  б ы л о й  ж и з н и, человек как бы “выключается” из окружающей его на поверхности ноосферной матрицы. Это, подчёркиваю, очень важный фактор – и он позволяет именно под землёй проводить наиболее чистые эксперименты, связанные с экстрасенсорикой. Никакие сурдокамеры, расположенные в городе, такой изоляции не могут дать в принципе.»6 «В 80-х годах в Средней Азии в Бахарденской пещере сотрудники Ашхабадского мединститута провели ряд интересных работ в области подземной нейромагнитометрии – как я уже говорил, только под землёй оказалось возможным исследовать столь “тонкие материи”, в городе из-за различных электромагнитных помех магнитометрическое снятие информации с коры головного мозга осуществить невозможно».6

С изоляцией можно связать и «влияние крупных структур, которое ощутимо по мере продвижения вглубь -  постоянное чувство их присутствия за плечами, под ногами, вокруг... Мысли о них постоянно вертятся в голове, разговоры преимущественно о них же. Ни на  минуту не забываешь о том что они здесь, рядом.» (ответ на одном из форумов).

Наконец, постоянный ХОЛОД. Гипотермия или переохлаждение ослабляет все защитные инстинкты организма, человек перестает осознавать действительность, притупляется внимание, что всегда способно привести к чрезвычайной ситуации, и является угрозой для здоровья и жизни.

И последнее не менее существенная особенность пещер, еще недостаточно изученная – это нарушение земных метрик и физических процессов. Например, «когда по результатам топографической съемки был вычерчен план пещеры Дуэт, открытой на Алтае в конце 80-х годов, оказалось, что на бумаге полость тянется в направлении прямо противоположном тому, что представляется спелеологам при прохождении пещеры. Этот же эффект повторился при контрольной съемке. Ошибка была исключена, о магнитной аномалии не могло быть речи (стрелка компаса вела себя спокойно). Я и сам столкнулся с подобным феноменом, обработав результаты съемки другой алтайской пещеры - Киндерлинской и получив ее план, зеркальный реальному. Получалось, что понятия "право-лево" и пространственное воображение могут и не сработать в пещерном хаосе. Не может ли подобное происходить и с понятиями "верх-низ"?»3

А множество экспериментов спелеонавтики (начиная с Мишеля Сифра) показывают, что биологические часы человека, находящегося под землёй разнятся с реальным течением времени.  Ряд ученых добровольно заключали себя в каменоломнях, целью пребывания было изучение ряда САЯ  (спелеоаномальных явлений),– но столь же интересны и уникальны были методики их изучения, включавшие в себя опыты информационного раздвоения личности, выражаемые в синхронном альтернативном описании всего происходящего в ходе эксперимента.

  Об особенностях пребывания в подземных полостях.

 Помимо вышеописанных влияний существует и так называемый суммарный фактор, который способен неоднозначно влиять на разных личностей. В процессе написания работы я неоднократно обращалась к Спелеофорумам, где получила пусть не исчерпывающую, но, тем не менее, заслуживающую внимание информацию от реальных людей, их рассказы и мнения об особенностях поведения человеческой психики в Подземелье. Думаю, все же причиной всех «неявных» проявлений психики является сенсорное голодание – при внезапной изоляции от внешнего «шумного» мира.

«Кроме этого, обсуждение коснулось и других – назовем их пока “сверхъестественными” - явлений: их можно поделить на две группы – эмпирические или объективные (”видение”, “чувство вторжения в систему”) и субъективные, мистические, которые все же не следует путать с “глюками” (продуктами собственного воображения)»7.

     1. В текстах очерков и легенд можно найти описания видений и галлюцинаций, «наводимых» отсутствием света: это и Двуликая Серафимова, и Белый Спелеолог, и другие «герои», навещающие человека во мраке пещеры. Существует также мнение, что, долго находясь в подземелье, спелеолог может научиться видеть в темноте. Рассказы бывалых говорят о том, что люди видят в совершенной мгле проблески, свечения,  светлые тени, звездное небо… словно миражи, бродящие в лабиринтах.

На одном из тематических форумов, коих в сети сейчас благодать, обсуждалась тема «сверхъестественных способностей», появляющихся у человека под землёй. Частым проявлением стало, как ни странно именно «видение в темноте». Есть и еще истории реальных    свидетелей: «при выключенном фонаре становится виден свет, идущий из-за затылка, кольцом по краю поля зрения... Видишь силуэт своих рук, если поднять к лицу...»8

2.           Множество людей испытывают ассоциативное восприятие пещеры в помещениях: запах сырости, глины, сырого известняка. Хотя, думаю, аналогичные примеры можно привести для других событий, которые так или иначе произвели большое впечатление и поэтому до мельчайших подробностей воспроизводимы.

3.           Самое частое явление – взгляд в спину и ощущение чего-то одушевленного вокруг. Особенно часто проявляется в отдаленных частях подземной полости или когда человек на время остается один среди пустынного мрака, словно постоянное слежение каменных глыб, которых нельзя высветить фонарём.

4.           На стоянках ли, на привалах, иногда слышны чьи-то мерные медленные шаги, щелчки карабинов или звон крючьев. Более подробно о гипертрофированном возрастании чувствительности слуха было рассмотрено выше. Однако, мне кажется, что это, возможно, влияние особого «пещерного» акустического фона, особенно, если в системе есть источники воды – так называемый «белый шум».  Существует следующее мнение с форума на «Caves.ru»: «Относительно                  звуковых глюков: если фоновый шум ниже 4-6 децибел, то появляется "давление" на уши и в голове (у кого она есть) начинает прокручиваться ближайшая запись с подкорки»8

5.           Нередко также и внезапное появление страха. «Есть гипотеза: диапазон 12-15 герц (со слов биолога) - частота, вызывающая непонятный ужас, видимо нужна определенная амплитуда, чтобы почувствовать. Для человеческого уха, как всем известно, эта частота неслышна, но возможно при усиленных под землей колебаниях чувствуется. Поэтому и возникает страх. Возможно, вследствие эволюции у нас еще остались чувства, подобные тем, что испытывают, например, собаки перед землетрясением… Есть версия, что в подземке иногда возникает это явление, из-за движения тектонических плит».8

      Есть еще одна гипотеза - спелеосистема, как резонатор                      инфразвукового шума…известно, что разные частоты инфразвука по-разному влияют на психику, вызывая самые разные эмоции».8

«Вообще инфразвук действует за счет резонанса : частоты колебаний при многих процессах в организме лежат в инфразвуковом диапазоне :

сокращения сердца 1-2 Гц

дельта-ритм мозга (состояние сна) 0,5-3,5 Гц

альфа-ритм мозга (состояние покоя) 8-13 Гц

бета-ритм мозга (умственная работа) 14-35 Гц

при совпадении колебаний инфразвука с колебаниями в теле последние усиливаются, что может привести к расстройству работы органа, его травме или даже разрыву на части.  Исследования показали, что частота 19 герц – резонансная для глазных яблок, и именно она способна не только вызывать расстройство зрения, но и видения, фантомы, а колебания частотой 15-18 Гц при той же интенсивности внушают чувства беспокойства, неуверенности и, наконец, панического страха. Британские учёные в очередной раз продемонстрировали, что инфразвук может оказывать очень странное, и, как правило, негативное влияние на психику людей. Люди, подвергшиеся воздействию инфразвука, испытывают примерно те же ощущения, что и при посещении мест, где происходили встречи с призраками.»9  - это можно считать объяснением практически всей мистики происходящего под землёй.

Интересен и тот факт, что за каждой пещерой «закреплено» свое аномальное явление. Для «Сьян» – это проявляющиеся в темноте ходов зелёные глаза, для  «Бяк» -  полупрозрачные силуэты кошек, детский плач и детские голоса. Легенд ходит множество, и их содержание, к счастью или нет, лишний раз доказывает вымышленность их персонажей. Принадлежность «аномалий» к конкретной пещере тоже можно объяснить с точки зрения теории инфразвука – каждой полости соответствует инфразвук особой интенсивности и частоты, которые вполне могут отличаться от частоты и интенсивности колебаний в другой пещере.

 Что тянет нас под землю?

Причин спуска в пещеры множество, они, как правило,  комплексны.

«Что ищут - вопрос существенно более сложный. Причем тривиальный ответ, что ищут в основном себя, не годится совсем. Как должно быть совершенно понятно из вышенаписанного, спелеологи - люди себя-то как раз нашедшие. Второй универсальный ответ, что ищут новые ощущения, не годится тоже. Пещеры - штука хоть и очень разнообразная, но отличия достаточно тонки, чтобы восприниматься на уровне ума, реже чувств, но никак не ощущений. Пещеры могут вызвать приятные новые ощущения всего восемь раз - при первом попадании в вертикальную пещеру, обводненную пещеру, лабиринтовую пещеру, красивую натеками пещеру, красивую кристаллами пещеру, подводную пещеру, ледяную пещеру, новую пещеру. Неприятные - еще в паре случаев. Обычно именно по исчерпании ресурса новых ощущений и уходят из спелеологии "просто романтики". Оставшиеся - подразделяются на несколько типов»1

Первая причина – инстинкт первооткрывателя. «За последние века количество белых пятен на планете Земля уменьшилось настолько, что даже альпинизм и освоение морского дна уже потеряли последние оттенки романтического исследования, выродившись либо в чистый спорт, либо в чистую науку, либо в чистую технологию. По сути, остались только космос, пещеры…

… Как единственная часть планеты Земля, где можно найти места, в которых не только не ступала нога человека, но и которые не видел ни один глаз - ни человеческий, ни фотографический.

Как единственный мир, в котором остались несделанные открытия, доступные простой наблюдательности исследователя, даже не подкрепленной технической базой. И не только географические - практически для любого естественнонаучного специалиста в пещерах есть свой интерес»1

Вторая  – возвращение к истокам, к древности и  ощущение времени. Как у М.Чванова «подземные метрономы, спрятанные от солнца, равнодушно стучат и стучат, подчиняясь каким-то общим космическим часам…и через десятки тысячелетий время, отстукиваемое капелью, превращается в каменное дерево…это ни что иное, как окаменевшее время…». Здесь можно увидеть миллионы лет, прикоснуться к «вечным» глыбам и подышать тысячелетиями…

Еще одна причина – познание мира. Философские мысли единства с великим и вечным, представляя себя песчинкой в царстве огромных дыр, нор, колодцев, пропастей, это наш, земной космос. «Мир, чуждый обычному человеческому восприятию в гораздо большей степени, чем мир подводный, и примерно в такой же степени, как космическое пространство. Последнее свойство пещер, кстати, широко используется - стрессовая мобилизация человека в пещере примерно соответствует таковой в космосе, и потому пещеры - один из излюбленных полигонов для постановки всевозможных медицинских и психологических экспериментов, проводимых под крышей различных космических агентств»1

Для занятий спелеологией важен особый склад характера, туда тянутся люди разных специальностей, разных социальных слоев. Общение, несравнимое ни с каким интеллектуальным обществом, и самореализация – вот ещё причина пещерных путешествий. «…Противоестественный сплав романтизма, технического универсализма и несколько гипертрофированного самомнения и образует спелеолога… Фанатизм, наконец, абсолютно необходимый для некоторых разновидностей спелеологии.»1

И вовсе не является первостепенной целью, хотя это «известный и популярный ответ»  – спортивное прохождение, покорение колодцев и впадин, с применением веревочной техники. Много раз непосвященному человеку приходится объяснять, что спелеология – это вовсе не «альпинизм, вывернутый наизнанку», хоть и использует похожую технику и снаряжение. Однако, как и альпинизм - это далеко не спорт, и поэтому, мое мнение, соревнования здесь излишни. Существует только «накопительная система» пройденных пещер и впечатлений.

Используя бессознательное Фрейда можно предположить, что спелеологом (настоящим) движет влечение, «подобное половому влечению»2  «Проведя аналогию между недрами земли и утробой матери, можно заключить, что подсознательно спелеология является формой сексуального удовлетворения, достаточно яркого и своеобразного. Характерным является также тот факт, что прохождение сложных пещер (то есть настоящая спелеология) считается чисто мужским занятием, и женщины редко участвуют в таких походах»2 (с этим могу не согласится – только в уфимских спелеоклубах соотношение полов примерно одинаково, иногда женщин больше, - прим. автора) Другой крайностью является точка зрения о том, что пещера – похожа на материнскую утробу. И поэтому каждый вышедший «на свет» может испытать себя «зановорожденным», поэтому ли так по-детски ярок мир после каменного моноцветия? «Известно, что пещеры были излюбленным местом инициации во многих древних культах. Между тем, инициация, посвящение есть ни что иное, как символическая смерть и символическое рождение. Насколько они символичны, а насколько психологически и мистически реальны, следует спросить у посвященных. Входя в пещеру, инициируемый умирал для этого мира. Затем, пройдя ряд посмертных испытаний, увидев иные миры и получив сокровенные знания, он рождался вновь, выходя из пещеры с новым статусом "дваждырожденного"».3

Очень сильной мотивацией может служить и особое понимание ценностей и смысла жизни, которое приходит в подобных «пограничных состояниях». Как в песне поётся – «то, что для вас - вниз, это для нас – вглубь». «…Заглядывая в пропасть, наклоняясь над ней, мы ощущаем, что приближаемся к тайне бытия. При работе на отвесе постоянная угроза сорваться приближает нас, хоть на время, к идеалу мудрой жизни: жить, помня о смерти. Видимо, человек имеет глубокую потребность время от времени испытывать негарантированность жизни. В тайниках души он сознает, что периоды стабильности, упорядоченного существования - лишь паузы и передышки, своего рода сон. Все главное (то есть подлинная жизнь) совершается в моменты глубоких надломов и потрясений, когда возможен любой исход и все зависит от личной стойкости и мужества. И такие занятия, как спелеология, альпинизм, - это современное средство против забывчивости и успокоенности, против иллюзий абсолютной прочности, надежности, налаженности жизни...»5

Ну и в завершение хочется сказать, что трудности, опасности и лишения гораздо ярче ощущаются по выходу из пропасти, они «ценны не сами по себе, а избавлением, прекращением их». На своем опыте могу утверждать, что самые опасные моменты путешествия не кажутся таковыми сразу, а по прошествии некоторого времени видятся во всей полноте и красках. Это может быть очередным мотивом спелеотуризма – испытание трудностей, ибо в сравнении познается вся прелесть окружающего мира. «Говорят, вкус воды понимает только тот, кто изнемогал от жажды в пустыне. Так и сияние солнечного дня, высоту голубого неба, красоту цветущего луга можно оценить, только выбравшись из сумрака подземелья, в котором ты провел несколько дней или хотя бы часов.»5 «В сущности, выход из любой пещеры обращен к небу, и именно лицезрение неба служит лучшей наградой после подземных тягот. Но еще не было случая, чтобы, выйдя на поверхность, человек увидел другое небо. "И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали..." Однако желание этого и надежда на это присутствуют в каждом посетителе пещер. Иначе не объяснить стремления под землю.»3

   Список использованных ресурсов: 

1.                             В.Мальцев. Из черновой версии книги  "Пещера мечты. Пещера        судьбы"         (издано - "Астрель", 1997)

2.                             «Подсознательное подземного» Д.Ю.Ладиков, В.В.Милявский,     С.И.Осечинский  (Спелеоклуб «Барьер», optics.npi.msu.ru, г.Москва)

3.                             Иванченко В. «Знак пещеры»

4.                             МС – home site

5.                             Е.Полищук «Слово о спелеологии»

6.                             «Спелеонавтика и Спелеостология» Гусаков С.Б. (Москва, РОСС, 1997г.)

7.                             «Сверхъестественное» под землёй» - тема на форуме Российского СпелеоИнфоЦентра, автор Равве Р.

8.                             www.Caves.ruфорум

Очень разумные технологические странички - Инфразвук

     Циелава Я.В. Декабрь’05
roadof7winds@mail.ru

 

Copyright (c) 2007 LAZAREV Nikolai V.2
Сайт существует с ноября 2004 года
Копирование материалов с сайта возможно только с разрешения администратора.